Бриджклуб.ru

Организация соревнований по спортивному бриджу

В. Я. Бруштунов

наверх

   Данное пособие составлено на основе разнообразных судейских матери-
алов, выпущенных различными федерациями  ( в основном - польской ) за
последние 15 лет, а также  с учетом имеющейся  в распоряжении состави-
теля информации о сложившейся практике проведения тех  или иных турни-
ров различного уровня. Все соревнования  по  спортивному бриджу будем 
подразделять на: командные - участвуют команды из 4-6 игроков; парные 
- участвуют пары из двух игроков; индивидуальные - участвуют отдельные 
игроки.

   1. Командные соревнования.

   Командные соревнования состоят  из отдельных матчей, проводимых по 
турам. Эти соревнования  можно  классифицировать  1)  по  определению 
результатов отдельного матча;  2)  по структуре туров  и  определению 
победителей. В командных соревнованиях, если иное не определено прави-
лами соревнования, команда "хозяев" занимает линию NS  в открытой ком-
нате и линию EW в закрытой. При этом  в первой половине матча первыми 
занимают свои места "гости", а во второй - "хозяева" (разве  что одна 
из команд теряет права на порядок рассадки в соответствии с решениями 
Европейской Бриджевой Лиги).

   1.1. Результаты отдельных матчей
   1.1.1. Тотальные пункты
   Определяется разница выигранных и проигранных тотальных пунктов по
всем сдачам матча.
   1.1.2. "Пункт за сдачу"
   В каждой  сдаче разыгрывается  1 пункт. Если разница  в  тотальных 
пунктах 0-10, то каждая команда получает  по 0.5 пункта; если разница
больше 10, то выигравшая команда получает в этой сдаче 1 пункт.
   1.1.3. ИМПы
   В каждой сдаче разница  в тотальных пунктах пересчитывается  в меж-
дународные матч-пункты - ИМПы (табл. 1)
   1.1.4. Победные пункты (VP)
   Разница выигранных и проигранных импов за матч переводится в побед-
ные пункты (Victory Points, VP)  в  зависимости  от количества сдач в 
матче (табл. 2).

Таблица 1.                           Перевод тотальных пунктов в ИМПы.

Разница в тоталь-                    Разница в тоталь-
ных пунктах                          ных пунктах
(от... до...)   ИМПы                 (от... до...)   ИМПы

   0 - 10         0                   750 - 890       13
  20 - 40         1                   900 - 1090      14
  50 - 80         2                  1100 - 1290      15
  90 - 120        3                  1300 - 1490      16
 130 - 160        4                  1500 - 1740      17
 170 - 210        5                  1750 - 1990      18
 220 - 260        6                  2000 - 2240      19
 270 - 310        7                  2250 - 2490      20
 320 - 360        8                  2500 - 2990      21
 370 - 420        9                  3000 - 3490      22
 430 - 490       10                  3500 - 3990      23
 500 - 590       11                  4000  и больше   24
 600 - 740       12                  

Таблица 2.                         Перевод ИМПов в матчевый счет (VP).

     счет   8 сдач  12 сдач  14 сдач  16 сдач  20 сдач  24 сдачи
     15-15    0-1      0-1      0-2      0-2      0-2      0-3
     16-14    2-5      2-6      3-7      3-7      3-8      4-9
     17-13    6-8      7-9      8-10     8-11     9-12    10-14
     18-12    9-11    11-12    11-14    12-15    13-16    15-19
     19-11   12-14    13-16    15-18    16-19    17-21    20-24
     20-10   15-17    17-20    19-22    20-23    22-26    25-29
     21- 9   18-20    21-24    23-26    24-27    27-31    30-34
     22- 8   21-23    25-28    27-30    28-31    32-36    35-39
     23- 7   24-26    29-32    31-34    32-36    37-41    40-45
     24- 6   27-29    33-36    35-38    37-41    42-47    46-51
     25- 5   30-33    37-40    39-43    42-46    48-53    52-57
     25- 4   34-37    41-45    44-48    47-52    54-59    58-64
     25- 3   38-41    46-50    49-54    53-58    60-65    65-71
     25- 2   42-45    51-55    55-60    59-64    66-72    72-79
     25- 1   46-50    56-61    61-66    65-71    73-79    80-87
     25- 0    >=51     >=62     >=67     >=72     >=80     >=88

     счет  28 сдач  32 сдачи 36 сдач  40 сдач  48 сдач
     15-15    0-3      0-3      0-3      0-3      0-4
     16-14    4-10     4-10     4-11     4-11     5-12
     17-13   11-15    11-16    12-17    12-18    13-20
     18-12   16-20    17-22    18-23    19-25    21-28
     19-11   21-25    23-28    24-29    26-32    29-36
     20-10   26-31    29-34    30-36    33-39    37-44
     21- 9   32-37    35-40    37-43    40-46    45-52
     22- 8   38-43    41-46    44-50    47-53    53-60
     23- 7   44-49    47-52    51-57    54-60    61-68
     24- 6   50-55    53-58    59-64    61-68    69-76
     25- 5   56-61    59-65    65-71    69-76    77-84
     25- 4   62-68    66-73    72-79    77-84    85-63
     25- 3   69-76    74-82    80-88    85-93    94-102
     25- 2   77-85    83-91    89-97    94-102  103-112
     25- 1   86-94    92-100   98-106  103-112  113-123
     25- 0    >=95     >=101    >=107    >=113    >=124
   1.1.5. Комбинированный способ
   Комбинируются методы "пункт за сдачу" и "тотальные пункты".
Обычно  в этом случае  за выигрыш сдачи начисляется  не  1 пункт, а 2 
(при ничьей  по одному пункту). После определения "пунктов  за  сдачи" 
дополнительно определяются "пункты  за тотальные пункты" (или "пункты 
за сальдо"). Общее количество "пунктов за сальдо" составляет половину 
от общего количества "пунктов за сдачи"  и определяется разницей всех 
проигранных  и выигранных тотальных пунктов. Количество градаций зави-
сит от количества разыгрываемых за сальдо пунктов:
     0 -  90 - первая ступень (ничья, пункты за сальдо пополам)
   100 - 290 - вторая ступень
   300 - 590 - третья ступень
   600 - 990 - четвертая ступень
   В матче из 4-х сдач количество пунктов  за сдачи - 8, а пунктов за
сальдо - 4 и счет:
     0 -  90 - 2:2
   100 - 290 - 3:1
   300 и более 4:0
   В матче  из 6 сдач пунктов  за сдачи - 12, а пунктов за сальдо - 6 
и счет:
     0 -  90 - 3:3
   100 - 290 - 4:2
   300 - 590 - 5:1
   600 и более 6:0

   1.2. Разновидности командных соревнований
   1.2.1. Круговые турниры
   В таких турнирах каждая  команда  встречается  в  последовательных
турах со всеми другими командами. Количество туров - на 1 меньше, чем
количество участвующих команд. Расписание  игр  может соответствовать 
таблице 3  (номера команд присваиваются согласно предварительной жере-
бьевке; первыми в каждом матче указаны "хозяева").

Таблица 3.                          Расписание игр командного турнира.

тур  4 команды   6 команд        8 команд
 1   1-4 2-3   1-6 2-5 3-4   1-8 2-7 3-6 4-5
 2   4-3 1-2   6-4 5-3 1-2   8-5 6-4 7-3 1-2
 3   2-4 3-1   2-6 3-1 4-5   2-8 3-1 4-7 5-6
 4             6-5 1-4 2-3   8-6 7-5 1-4 2-3
 5             3-6 4-2 5-1   3-8 4-2 5-1 6-7
 6                           8-7 1-6 2-5 3-4
 7                           4-8 5-3 6-2 7-1

тур        10 команд                           12 команд
 1   1-10  2-9  3-8  4-7  9-6     1-12   2-11  3-10  4-9   5-8   6-7
 2   10-6  7-5  8-4  9-3  1-2     12-7   8-6   9-5   10-4  11-3  1-2
 3   2-10  3-1  4-9  5-8  6-7     2-12   3-1   4-11  5-10  6-9   7-8
 4   10-7  8-6  9-5  1-4  2-3     12-8   9-7   10-6  11-5  1-4   2-3
 5   3-10  4-2  5-1  6-9  7-8     3-12   4-2   5-1   6-11  7-10  8-9
 6   10-8  9-7  1-6  2-5  3-4     12-9   10-8  11-7  1-6   2-5   3-4
 7   4-10  5-3  6-2  7-1  8-9     4-12   5-3   6-2   7-1   8-11  9-10
 8   10-9  1-8  2-7  3-6  4-5     12-10  11-9  1-8   2-7   3-6   4-5
 9   5-10  6-4  7-3  8-2  9-1     5-12   6-4   7-3   8-2   9-1   10-11
10                                12-11  1-10  2-9   3-8   4-7   5-6
11                                6-12   7-5   8-4   9-3   10-2  11-1

тур                       14 команд
 1   1-14   2-13   3-12   4-11   5-10   6-9    7-8
 2   14-8   9-7    10-6   11-5   12-4   13-3   1-2
 3   2-14   3-1    4-13   5-12   6-11   7-10   8-9
 4   14-9   10-8   11-7   12-6   13-5   1-4    2-3
 5   3-14   4-2    5-1    6-13   7-12   8-11   9-10
 6   14-10  11-9   12-8   13-7   1-6    2-5    3-4
 7   4-14   5-3    6-2    7-1    8-13   9-12   10-11
 8   14-11  12-10  13-9   1-8    2-7    3-6    4-5
 9   5-14   6-4    7-3    8-2    9-1    10-13  11-12
10   14-12  13-11  1-10   2-9    3-8    4-7    5-6
11   6-14   7-5    8-4    9-3    10-2   11-1   12-1
12   14-13  1-12   2-11   3-10   4-9    5-8    6-7
13   7-14   8-6    9-5    10-4   11-3   12-2   13-1

тур                       16 команд
 1   1-16   2-15   3-14   4-13   5-12   6-11   7-10   8-9
 2   16-9   10-8   11-7   12-6   13-5   14-4   15-3   1-2
 3   2-16   3-1    4-15   5-14   6-13   7-12   8-11   9-10
 4   16-10  11-9   12-8   13-7   14-6   15-5   1-4    2-3
 5   3-16   4-2    5-1    6-15   7-14   8-13   9-12   10-11
 6   16-11  12-10  13-9   14-8   15-7   1-6    2-5    3-4
 7   4-16   5-3    6-2    7-1    8-15   9-14   10-13  11-12
 8   16-12  13-11  14-10  15-9   1-8    2-7    3-6    4-5
 9   5-16   6-4    7-3    8-2    9-1    10-15  11-14  12-13
10   16-13  14-12  15-11  1-10   2-9    3-8    4-7    5-6
11   6-16   7-5    8-4    9-3    10-2   11-1   12-15  13-14
12   16-14  15-13  1-12   2-11   3-10   4-9    5-8    6-7
13   7-16   8-6    9-5    10-4   11-3   12-2   13-1   14-15
14   16-15  1-14   2-13   3-12   4-11   5-10   6-9    7-8
15   8-16   9-7    10-6   11-5   12-4   13-3   14-2   15-1

   Примечание. Предварительная жеребьевка может иметь некоторые допол-
нительные ограничения, например,команды из одних регионов встречаются 
в первых турах. Данное примечание относится также  и  к пункту  1.2.2, 
однако  в больших (более 100 команд) "швейцарских" турнирах обычно ис-
пользуется противоположное ограничение: в нескольких  первых турах (в 
первой половине турнира) команды  из  одних регионов  не  встречаются 
друг с другом.

   1.2.2. "Швейцарские" турниры.
   В таких турнирах в каждом очередном туре встречаются команды с наи-
более близкой суммой рабранных VP, причем ни одна пара команд не долж-
на встречаться дважды. Обычная процедура заключается  в том, что опре-
деляется очередной противник для команды, имеющей наибольшее количест-
во VP, затем для следующей и так до конца. Если  в  "хвосте" окажутся 
команды, которые уже играли между собой, то эта же процедура осуществ-
ляется начиная с "хвоста". Рассадка в первом туре обычно определяется 
жеребьевкой.
   Наиболее часто встречаемой проблемой в "швейцарских" турнирах явля-
ется рассеивание команд  из  группы, имеющей одинаковое количество VP.
Обычно решение этой проблемы аналогично процедуре, описанной в пункте 
1.3.
   Получила распространение разновидность  "швейцарского"  турнира, в 
котором в двух последних турах снимается ограничение на повторные мат-
чи. Эта разновидность  в  разных странах называется "итальянской" или 
"датской".
   1.2.3. турниры с выбыванием ("Plаy-оff")
   В таких турнирах команды, проигравшие  в  очередном туре, выбывают
из дальнейшей борьбы. Рассадка  в  очередном туре обычно производится
расстановкой оставшихся команд по количеству набранных VP (или других
пунктов, определяющих результат матча) и делением этого списка на две
половины. Лучшая команда  из первой половины встречается  с лучшей ко-
мандой из второй половины и т.д. подобную расстановку следует произво-
дить после каждого тура. В этих турнирах возникают две проблемы, кото-
рые приходится каким-то образом решать: (1) после каждого тура должно 
остаться четное  количество  команд; (2) что-то следует предпринимать, 
если результат какого-либо матча окажется ничейным.
   Обычно, если есть матч  с  ничейным результатом, а без этого матча
количество остающихся команд четное, то следует обе команды из такого
матча оставить играть. Если же  количество остающихся команд нечетное,
то следует каким-либо способом определить победителя из данного ничей-
ного матча (не изменяя  при  этом количество набранных VP). Для этого 
можно воспользоваться, например, соотношением  импов  в  данном матче. 
Однако более предпочтительным  является (если позволяет время!) розыг-
рыш двух дополнительных сдач (по одной на стол)  и определение победи-
теля по этим сдачам.При необходимости такую процедуру можно повторять.
Если же количество остающихся команд нечетное  и  при этом  в текущем 
туре не было ничейных матчей, то следует дополнительно оставить коман-
ду, имеющую наибольшее количество VP из выбывших  в данном туре. Если 
же таких команд несколько, то между ними  следует провести микроматчи 
из двух сдач. Рассадку первого тура следует  производить расстановкой 
команд по их потенциальной силе  в  соответствии  с  оценкой главного 
судьи, а далее - согласно  процедуре, описанной выше.
   1.2.4. Комбинированные турниры
   Подобные турниры обычно проводятся, когда  при  большом количестве
участвующих команд необходимо  за  ограниченное время выделить некото-
рую группу команд, максимально снижая случайность состава этой группы.
Наиболее частая форма - комбинация турнира  с выбыванием  и "швейцарс-
кого" турнира. "Швейцарский" турнир производится  среди команд, выбыв-
ших из основного турнира. Выбывающие команды попадают  в "швейцарскую" 
часть турнира со своими набранными VP. Обычно турнир
с выбыванием продолжается до тех пор, пока в нем не останутся две команды,
которые попадают далее в финальную группу. "Швейцарская" часть длится 2-3 тура
после окончания основного турнира и по ее результатам определяются еще две
команды, в финальную группу. финал можно проводить по круговой системе (три
тура) или с выбыванием (два тура). В последнем случае целесообразно составить
две пары (по одной команды из каждой части предварительной стадии), разыграть
полуфиналы. Далее победители встречаются в матче за первое-второе места, а
проигравшие - за третье-четвертое.
   2.2.5. Паттоны
   Это своеобразные командные блиц-турниры, в которых матчи состоят из весьма
небольшого количества сдач (обычно от двух до четырех). Результаты матчей
определяются согласно процедуре, описанной в пункте 2.1.5. по форме организа-
ции паттоны не отличаются от обычных командных турниров, однако из-за очень
малого количества сдач в матче можно провести круговой паттон при большом
количестве участвующих команд. При этом существуют специальные для кругового
паттона формы его проведения, а именно:
   - односессионная;
   - многосессионная.
   Односессионный паттон проводится в случае, когда произведение количества
сдач, разыгрываемых в одном матче, на количество туров (равное количеству
команд уменьшенному на единицу) не более 36. при обычном темпе игры (одна
сдача за 8 минут) такой турнир может быть проведен за пять с половиной часов
непрерывной игры (с учетом переходов и подсчета). Практика показала, что после
пяти часов игры уровень игры резко падает, игроки  устают и более не
получают удовольствия от игры, да и результаты приобретают не логический, а
стохастический характер.
   Организация односессионного паттона происходит следующим образом:
   - команды занимают свои места согласно жеребьевке (рассаживаясь за
столами с номерами, равными номерам команд); число команд должно быть
нечетным; при четном их числе устанавливается столик, дополняющий до
нечетности;
   - на каждом столе находится комплект сдач; команды сдают данный комплект и
заполняют сопроводительные бланки (N сдачи, зонная ситуация, расклад);
на дополняющем столе данная процедура производится судьей;
   - на протяжении всей сессии пары север-юг сидят за теми столиками, номер
которых совпадает с номером их команды (т.е. "не двигаются"), а пары
восток-запад будут перемещаться с одного столика на другой;
следует обратить особое внимание на то, что любой контакт между парами из
одной команды категорически запрещен на протяжении всей сессии;
   - по команде судьи происходит перемещение игроков и комплектов сдач:
пары восток-запад переходят на стол с номером, на 2 большим номера того
стола, за которым они только что сидели (со стола с максимальным номером
на стол N 2), а игроки юг передают комплекты сдач на стол с номером на 1
большим номера того стола, за которым они сидят (со стола с максимальным
номером на стол N 1);
   - далее комплекты сдач разыгрываются и в сопроводительные бланки
записываются достигнутые результаты; при этом в графе "NS" указывается номер
команды, которой принадлежит пара север-юг, а в графе "еW" - номер команды,
которой принадлежит пара восток-запад; в первой половине
сессии записи в бланке следует делать через одну строчку
(если количество столов N, то через строчку следует
записывать результаты первых (N+1)/2 туров);
     - по окончании первой половины сессии судья вручает всем
парам бланк для занесения результатов матчей; далее игра
происходит, как и в первой половине, со сделующими изменениями:
     - так как во второй половине сессии на каждом столе
встречаются пары, партнеры которых уже разыгрывали данный
комплект (в первой половине), то результаты следует
записывать под результатами, достигнутыми вторыми парами
встречающихся командр;
     - по окончании розыгрыша всего комплекта следует
определитьрезультат матча и занести его в командный бланк
(получив подпись оппонентов);
     - судье следует предусмотреть дополнительные 2-3 минуты в
каждом туре второй половины для подсчета результатов матчей;
     - если в какой-либо сдаче какого-либо матча на одном
столе судьей был назначен средний результат, то величина
этого результата определяется по окончании всей сессии
усреднением по всем записям сопроводительного бланка согласно
следующей процедуре:
     - отбрасывается равное количество наилучших и наихудших
результатов;
     - общее количество отброшенных результатов - не менее
половины общего количества реально достигнутых результатов (точнее - ближайшее
четное сверху);
- оставшиеся результаты усредняются обычным способом;результат, достигнутый
в данном матче на другом столе, сравнивается со средним результатом сдачи;
- сессия завершается, когда пары восток-запад приходят на стол, за которым
сидят их партнеры; результат команды определяется суммой всех достигнутых ею
результатов (по обоим командным бланкам).
При многосессионном паттоне все участвующие команды разбиваются на четное
количество групп (по нечетному количеству команд в каждой группе). Первая
сессия проводится внутри каждой группы по процедуре односессессионнго паттона.
(номера команд - внутри групп - от единицы, полный  идентификатор команды
включает кроме номера еще и указатель группы). В следующих сессиях
организуются матчи между группами команд. В каждой  такой сессии
организуются две игровые "комнаты". Команды одной группы рассаживатся на
линии север-юг в одной комнате и на линии восток-западI  в другой комнате за
столами, номера которых совпадают их номерам (внутри группы). команды этой
группы на протяжении всей сессии будут занимать  эти позиции постоянно (т.е.
не будут двигаться). Команды другой группы  занимают оставшиеся свободными
позиции за столами, номера которых такжесовпадают с их номерами, однако в
дальнейшем эти команды будут перемещаться с одного стола на другой. В одной
из комнат весь комплект сдач сдается, разыгрывается и дублируется. Далее
судья переносит дубликаты комплектов на соответствующие столы другой комнаты,
после чего эти комплекты разыгрываются и там. если есть столы, дополняющие
до нечетности, то на этих столах вся процедура производится судьей.
   В последующих турах по команде судьи игроки "неподвижных" пар передают
комплекты на стол с номером на единицу меньшим, чем номер их стола (со стола
N 1 на стол с максимальным номером), а игроки "двигающихся" пар переходят
на стол с номером на единицу большим, чем номер стола, за
которым они только что играли (со стола с максимальным
номером на стол N 1). После каждого тура может быть выделено
3-4 минуты на встречу со своими партнерами и на определение
результата матча, после чего этот результат согласуется с
командой оппонентов и заносится в командный бланк.
     Общее количество сессий зависит от количества групп,
окончательный результат команды определяется суммой ее
результатов, достигнутых во всех сессиях.
     Выше уже указывалось, что в принципе паттон можнотакже
проводить по любой схеме командного турнира ("швейцарской",
"рlаy-оff и т.д.).
2.3. Определение победителей и распределение мест

     2.3.1. Сумма результатов
     окончательно место, занятое командой в турнире,
определяется суммой набранных ею Vр во всех матчах турнира
(за вычетом всех наложенных на данную команду штрафов).
     2.3.2. Разделение мест
     Достаточно часто несколько команд после завершения
турнира и учета штрафов имеют одинаковый результат в Vр. В
каждом случае можно определить место, занятое каждой
командой, если в этом есть необходимость, а она обычно
возникает при определении призовых мест в отборочных
турнирах, а также после каждого тура в "швейцарских"
турнирах. процедура разделения мест различна для "круговых" и
"швейцарских" турниров.
     В "швейцарских" турнирах основной параметр - сумма Vр,
набранных всеми командами, с которыми данная команда
встречалась (этот параметр является некоторой характеристикой
силы оппоненов, так как в таких турнирах разные команды
играют по существу в разных турнирах). Команда с большей
суммой занимает высшее место. есл для некоторых команд и эти
суммы одинаковы, то можно использовать еще один параметр,
характеризующий стабильность результатов: сумма Vр после каждого тура,
например: одна команда в трех
турах получила результаты 15, 15, 15; результаты после каждого тура -
соответственно 15, 30, 45; сумма этих результатов - 15+30+45=90;
другая команда в трех турах получила результаты 5, 15,25; результаты после
каждого тура - соответственно 5, 20, 45; сумма этих результатов - 5+20+45=70;
по данному коэффициенту первая команда стоит выше второй. в "круговых"
турнирах для разделения мест можно использовать следующие параметры:
- сумма Vр, набранных против команд, занявших верхнюю часть окончательной
таблицы (обычно выбираются первые 10 команд или первая половина таблицы);
- взвешенная сумма Vр; покажем, как определяется данная величина:
- пусть одна команда сыграла в турнире с другой командой со счетом 18-12,
при этом итоговая сумма другой команды 156 Vр; тогда взвешенной нормой
первой команды по отношению ко второй будет величина 156*18/30=93.6;
- взвешенная сумма Vр некоторой команды является сумма всех взвешенных
норм данной команды;
примечание: если результат матча 25-4, 25-3, 25-2,25-1, 25-0, то множитель
в числителе при определениим взвешенной нормы следует брать соответственно
26, 27, 28, 29, 30. возможно использование как в "круговых", так и в
"швейцарских" турнирах следующих параметров:
- личная встреча;
- тотальная разница в импах;
- потери из-за временных штрафов;
- количество "недобранных" Vр (из-за установления максимума выигрыша в 25,
а не в 38 Vр).
     при этом следует иметь в виду, что данные параметры
лучше использовать в качестве вспомогательных по отношению к
тем, которые описаны в предыдущем абзаце. в любом случае
участники турнира должны быть заранее (перед началом)
поставлены в известность  способах разделения мест.

 3. парные турниры
     в парных турнирах участников соревнования является не
команда, а пара. основное требование парного турнира
заключается в том, чтобы все (или почти все) участники
разыгрывали все (или почти все) комплекты сдач.
     в зависиомсти от разновидности турнира каждая
участвующая пара встречается со всеми остальными парами или с
из частью. кроме того, существует несколько различных
способов сравнения и оценки результатов, достигнутых в
одинаковых сдачах участниками турнира.
     обычно одна сессия парного турнира состоит из 26-34
сдач, так как при большем количестве участники начинают
уставать и делать несвойственные им ошибки, что искажает
спортивный характер соревнования. кроме того, комплект должен
состоять не менее, чем из двух сдач (так как если комплект
состоит из одной сдачи, то разные комплекты будут слишком
отличаться по своей трудности, что приведет к увеличению
времени, затраченному игроками при розыгрыше некоторых
комплектов и к общей задержке в каждом туре; при двухсдачных
комплектах перерасход времени в одной сдаче может быть
скомпенсирован при розыгрыше другой сдачи этого же
комплекта). еще одним фактором, влияющим на структуру
проводимого турнира, является общее количество участвующих
пар. если возможно проведение общего турнира, чтобы почти все
пары разыгрывали почти все комплекты сдач (по одной из
приведенных ниже схем перемещения), то такой турнир
проводится "в одной комнате". если же проведение такого
турнира потребует более 34-х сдач, то следует разбить
участников на группы и проводить турнир "в различных
комнатах", обеспечивая при этом дублирование комплектов сдач в необходимом
количестве (для того, чтобы во
всех комнатах разыгрывались одина-во  ковые комплекты). под термином
"комната" здесь понимается группа игровых столов, которые связаны между
собой общим множеством неподвижных и перемещающихся пар, а также полным
набором перемещающихся комплектов сдач, разыгрываемых  в турнире.
3.1. определение результатов сдач
3.1.1. турниры "на макс"
в парных турнирах "на максимальный результат" (в обычной речи - "на макс")
по окончании турнира в каждой сдаче все достигнутые результаты ранжируются
по убыванию тотальных пунктов (например, для линии NS). далее каждый
результат оценивается в "турнирных пунктах". максимальное количеством
"турнирных пунктов", разыгрываемых в сдаче, зависит от количества результатов,
записанных в бланке сдачи, в соответствии с выражением: мах=2*(N-1),
где N - количество записей в бланке. следует иметь в виду, что при правильной
организации турнира в бланках всех N  сдач будет одинаковое количество записей,
равное количеству туров в турнире. пара, имеющая найлучший результат в данной
сдаче, получает максимальное количество "турнирных пунктов", а ее оппоненты
получают "0". пара, имеющая следующий результат, получает на два "турнирных
пункта" меньше, а ее оппоненты на два "турнирных пункта" больше, и т.д..
пара линии NS, получившая наихудший результат, получает "0", а ее оппоненты
- "макс". может случиться, что несколько пар NS имеют одинаковый результат
(и занимают, соответственно, после ранжирования места с м1 по м2). все эти
пары получат одинаковое количество "турнирных пунктов", равное среднему от
суммы "турнирных пунктов", причитающихся местам м1 и м2, а их оппоненты -
количество "турнирных пунктов", равное разнице между "максом" и количеством
"турнирных пунктов", причитающихся парам NS. другими словами перевод
результата пары из тотальных пунктов в "турнирные"
заключается в том, что результат в тотальных пунктах
сравнивается со всеми остальными результатами, достигнутыми
другими парами этой же линии. за каждый результат, худший,
чем результат рассматриваемой пары, она получает по два
"турнирных пункта", а за каждый равный ее результату - по
одному.
     особо следует отметить вклад "судейских" результатов:
если при рассмотрении игрового конфликта судья или
апеляционный комитет назначили искусственный результат в
тотальных пунктах, то такой результат участвует в процедуре
сравнения и перевода в "турнирные пункты" наравне с реально
достигнутыми результатами. если же судья или апеляционный
комитет присудили результат в процентах от макса, то
процедура перевода несколько осложняется:
     - вначале переводятся все результаты, записанные в
тотальных пунктах;
     - затем каждый результат в "турнирных пунктах"
увеличивается на единицу за каждый судейский результат в
процентах (т.е. если в бланке три судейских результата в
процентах и при этом некоторая тотальная величина получилась,
например, 13 "турнирных пунктов" для NS и 7 "турнирных
пунктов" для еW, то окончательная оценка данного результата
составит 16 "турнирных пунктов" для NS и 10 для еW);
     - количество "турнирных пунктов" для пар, которым
присужден результат в процентах, определяет вычислением
предписанного судьей процента от макса с округлением до целого.
     подобным образом изменяет процедуру перевода наличие в
бланке сдачи записей о парах, которые в силу разных причин
(например, отсутсвие оппонентов в текущем туре) не
разыгрывали данную сдачу. обычно такие пары записывают в
бланке свои номера и слово "среднее". количество же
"турнирных пунктов", присуждаемых этим парам, зависит от
причины, по которой они не разыгрывали данную сдачу, и
определяется судьей в соответствии с кодесом. нарпимер, если
пара не несет никакой вины за данный факт, то она получает большее  из двух
величин:
- 60 процентов макса, или - свой средний результат по текущей сессии.
другими словами, каждая "средняя" или "процентная" запись в бланке
приводит к уменьшению на единицу максимального результата в "турнирных
пунктах")  и к увеличению на единицу минимального. приведем пример бланка
с переводом результатов в "турнирные пункты" в турнире "на макс":
----------------------------------------------------------
       N пар    конт-  разы-  взя-   результат  турнирный пункты
       NS  еW   ракт   грыв.   то     NS   еW   для NS    для еW

      окончательное место пары определяется суммой "турнирных пунктов",
полученных данной парой во всех сдачах сессии (или турнира).
        3.1.2.  турниры "на среднее"
       в парных турнирах "на средний результат" (в обычной речи - турниры
  "на среднее") тотальные пункты, полученные участвующими парам
и, переводятсяре  не в "турнирные пункты", а в импы. опишем процедуру этого
пере вода:
 - в качестве первого шага необходимо ранжировать все результаты в тотальных
пунктах (например, для линии NS), включая судейские;
     - из дальнейшего расчета необходимо отбросить половину
результатов - точнее, разделить количество записей на два и
увеличить полученную величину до ближайшего четного, - а
именно четверть лучших результатов и четверть худших
(например, если в бланке 29 записей, то следует отбросить 8
лучших и 8 худших);
     - оставшиеся результаты усреднить по обычным правилам с
обычным округлением до десятков;
     - результат каждой пары сравнивать с полученнным
"средним" и разницу между ними переводить в импы по обычной
шкале (естественно, если одна пара получает +4 импа, то
другая получает -4 импа).
     судейские решения в парном турнире "на среднее",
определяемые в процентах, следует переводить в импы. записи в
бланке с такими решениями не следует принимать во внимание при
вычислении среднего данной сдачи. а при переводе процентов в
импы следует руководствоваться установившейся международной
практикой, согласно которой 10% соответствует трем импам.
     приведем пример бланка с переводом результатов в импы в
турнире "на среднее":
     N   пар контракт разыгрыв. взято результат среднее импы
     NS  еW                           NS  еW    для NS  NS еW
     1 2 пас 0  +130 -4 +4
     3 4 2 червы N +1 140 +130 0 0
     5 6 3 трефы W -2 100 +130 -1 +1
     7 8 4 червы N = 420 +130 +7 -7
     9 10 4 червы N -1 50 +130 -5 +5
     11 12 2 пики е = 110 +130 -6 +6
     13 14 судейский 40% 60% -3 +3
     15  средний +3
     17 18 3 червы N +1 170 +130 +1 -1
     19 20 2 червы N +1 140 +130 0 0
     21 22 3 червы N = 140 +130 0 0
   окончательное место пары в сессии (или в турнире) определяется алгебраи-
ческой суммой импов, выигранных (или проигранных) ею во всех сдачах  турнира.
однако организаторы ряда турниров "на среднее" вводят некоторыек дополнительные
ограничения, влияющие на окончательное распределение мест:
        - наиболее частым дополнительным условием является ограничение макси-
мального выигрыша в одном туре (т.е. в комплекте сдач, сыгранных против одной
пары); для двухсдачного  комплекта обычно максимальный выигрыш устанавливается
в 14 импов (т.е. пара может в одном таком туре проиграть любое количество
импов, но выигрыш обрезается 14-ю импами);
     - другая часто встречающаяся возможность - это пересчет выигранных (или
проигранных) импов в каждом туре в "победные пункты" (VIстоRY роINтS, Vр) по
предлагаемой организаторами шкале; в таком случае окончательное место пары
определяется  суммой Vр.
        3.1.3. турниры типа "SUNDаY тIмеS"
    парные турнира типа "SUNDаY тIмеS" по существу являются парно-командными,
так как встречающиеся на каждом столе пары разыгрывают между собойк  матч, в
котором функции второго стола исполняет среднее по всем остальным столам
турнира. в этих турнирах результат в отдельных сдачах определяется в импах, но
при вычислении среднего не учитывается результат, достигнутый рассматриваемой
парой. в турнирах этого типа в туре на всех столах разыгрывается одновременно
один и тот же заранее подготовленный судейской бригадой комплект сдач (при
необходимости - дублированный достаточное количество раз), так что после
каждого тура участники могут обмениваться впечатлениями о своей игре. более
того, после каждого тура может быть произведен обсчет результатов и опублико-
вана информация о текущем состоянии участников. обычно количество сдач, разы-
грываемых в туре, колеблется от 6-ти до 9-ти (но во всех турах это число
одинаково!).
     приведем пример бланка с переводом результатов в импы
(он отличается от приведенного выше тем, что величины
среднего для разных пар различные):
     N   пар контракт разыгрыв. взято результат среднее импы
     NS  еW                            NS  еW   для NS  NS еW
     1 2 пас 0 +130 -4 +4
     3 4 2 червы N +1 140 +100 +1 -1
     5 6 3 трефы W -2 100 +100 0 0
     7 8 4 червы N = 420 +100 +8 -8
     9 10 4 червы N -1 50 +130 -5 +5
     11 12 2 пики е = 110 +130 -6 +6
     13 14 судейский 40% 60% -3 +3
     15 средний +3
     17 18 3 червы N +1 170 +100 +2 -2
     19 20 2 червы N +1 140 +100 +1 -1
     21 22 3 червы N = 140 +100 +1 -1
     существует несколько принятых способов определения
окончательного места пары:
     - в каждом турнире для всех встречающихся пар по сдачам
данноготура определяется результат матча в импах и
переводится в Vр по соответствующей таблице; если комплект
тура состоит из такого количества сдач, которому нет точного
соответствия в установленных официальных таблицах перевода
импов в Vр, то
     - либо берется таблица с ближайшим большим количеством
сдач,
     - либо организаторы предлагают свою таблицу (но такое
случается реже),
   в этом случае окончательное место пары определяется суммой Vр;
   - результат матча в импах не переводится в Vр; в этом случае окончательное
место пары определяется суммой импов, однако организаторы могут ввести усечение
максимального выигрыша (и проигрыша) импов в одном матче, например:
комплект одного тура состоит из 6-ти сдач, организаторы ограничивают макси-
мальный выигрыш (и проигрыш) в одном туре 30-ть импами; в таком случае
представляется целесообразным считать, что перед началом каждого матча (тура)
имповый счет встречаюихся пар составляет 30:30 и что этот счет после окончания
тура  может измениться от 60:0 в одну сторону до 0:60 в другую.
        3.1.4. Дубликаты
    такие турниры обычно проводятся при малом количестве участвующих пар
(обычно - 4-5). в каждом туре из участвующих пар образуются команды, которые
разыгрывают между собой матчи (с пересчетом результатов в Vр). турнир заверша-
ется, когда каждая пара сыграет матч, имея своими партнерами каждую из участву-
ющих пар. окончательное место определяется суммой Vр.
3.2. Разновидности парных турниров
   рассмотрим различные способы организации парных турниров с точки зрения
перемещения пар и комплектов сдач.
        3.2.1. Турниры по митчеллу
 данная система перемещений была предложена дж.митчеллом (JонN т.н  мIтснеLL)
в начале 20-го века еще для турниров по висту. в турнирах по митчеллу пары
одной линии (обычно это пары, занимающие на всех столах позиции NS) на
протяжении всей сессии не меняют своих мест и отвечают за правильную передачу
между турами комплектов со сдачами (со стола на стол), а пары другой линии
(обычно это пары еW) по окончании каждого тура переходят на другой стол. обычно
в таких турнирах пары NS передают карты на стол, номер которого на единицу
меньше номера того стола, на котором эти пары сидят (с первого стола
комплект передается на стол с максимальным номером), а пары
еW переходят на стол, номер которого на единицу больше, чем
номер стола, за которым эти пары только что сыграли (со стола
с максимальным номером пара переходит на первый стол).
следует отметить особенность перемещения пар, связанную с
количеством столов в "комнате":
     - при нечетном количестве столов описанная процедура
перемещений завершится тем, что когда пары еW придут на тот
стол, с которого они начинали сессию, то в это же время к ним
придет тот комплект, который был разыгран ими в первом туре,
так что на этом данная сессия заканчивается;
     - при четном же количестве столов (равном N) после N/2
тура (ровно половина максимально возможного количества туров
сессии) пары еW столкнутся с теми комплектами, которые они
уже разыгрывали, поэтому следует в первом туре "второй
половины сессии" несколько изменить перемещение пар еW, а
именно: пары еW должны переместиться на стол, номер которого
на две единицы больше номера того стола, на котором они
только что играли; в последующих турах перемещение пар еW
обычное; в результате когда пары еW вернутся на стол, с
которого они начинали турнир, на этом столе окажется
комплект, который не разыгрывался встретившимися повторно
парами NS и еW, так что судья может принять одно из двух
возможных решений:
     - играть еще один тур: тогда каждая участвующая пара
разыгрывает все комплекты сессии, но при этом каждая пара
рызыгрывает против некоторой пары два комплекта и не
встретится с одной из пар противоположной линии;
     - не играть больше туров: тогда ни одна пара не
встретится дважны ни с одним оппонентом, но при этом каждая
пара не разыгрывает один комплект сдачи и не встретится с
одной из пар противоположной линии.
   в последнее время стали популярными турниры, в которых заранее на эвм гене-
рируются сдачи и распечатываются бланки с раскладами, так что в первом туре
встречающиеся пары не разыгрывают комплект, а только готовят его в соответствии
с выданными бланками. поэтому при четном количестве столов встретившиеся
"повторно" в последнем туре паре могут разыграть оставшийся комплект
сдач (ведь в первом туре они реально не играли друг против друга). в этом
случае вне зависимости от количества столов каждая пара не разыграетя один
комплект, но при нечетном количестве столов каждая пара не встретится (в реаль-
ной борьбе) с одной из пар (вместе с которой они в первом туре готовят
комплект), а при четном - не встретится с той парой, через которую придется
"перепрыгнуть" в конце первой половины сессии.
   если количество участвующих пар
таково,  что необходимо организовать турнир в нескольких "комнатах", то все
участвующие пары разбиваются на группы, количество этих групп - в два раза
больше, чем количество "комнат" и каждая группа - это линия (NS или еW) в
какой-либо "комнате". в дальнейшемк  в каждой сессии турнира осуществляется
перестановка этих групп так, чтобы (по возможности) группы:
   - не встречались между собой дважды и
   - одинаковое количество раз занимали противоположные линии.
   Большие парные турниры принято организовывать из двух частей - предваритель-
ной и финальной. Предварительная часть обычно состоит из 2-4 сессий, а затем
(по суммарному проценту) определяется финальная часть турнира. Далее  пары,
попавшие в финал, разыгрывают его, а остальные пары участвуют  в утешительном
турнире (соNSоLатIоN), финал и "консолэйшн" обсчитываются независимо друг от
друга. обычно окончательные места определяются суммой набранных процентов в
предварительной и финальной (утешительной) стадий турнира.
     3.2.1.1. Разделенные линии
     Легко видеть, что в турнире по митчеллу после его
окончания линии могут сравнивать свои результаты только между
собой, так что фактически такой турнир определяет независимых
победителей на линии NS и на линии еW. такие турниры
называются "разделенными". в этих турнирах каждая участвующая
пара встречается только с половиной участвующих пар,
занимающих противоположную линию в той же "комнате, а
результаты каждой пары сравниваются с результатами половины
всех участвующих пар (т.е. с результатами пар той же линии во
всех "комнатах").
     3.2.1.2. Неразделенные линии
     Однако этот недостаток можно обойти, если организовать
после какого-либо тура операцию "поворота осей", а именно: по
команде судьи на всех столах, начиная с некоторого тура, пары
NS становятся еW (но сохраняют места за своими столами), а
пары еW становятся NS, но продолжают перемещаться между
столами. таким образом обеспечивается сравнение результатов
пар разных линий. вместе с тем следует иметь в виду, что в
многосессионных (не менее трех) турнирах с большим
количеством "комнат" (не менее пяти) не принято использовать
эту операцию, т.к. ввиду большого количества сравнений (по
всем сессиям) турнир является практически "неразделенным" и
без такого усложнения.
     3.2.2. Турниры по Хауэллу
     Данную форму проведения парных турниров предложил в 1897
г. еdvin с.ноwwеll (для турниров с количеством пар от 7 до
24). в этих турнирах каждая пара встречается со всеми другими
участвующими парами и каждая пара пирмерно одинаковое
количество раз играет на одинаковой и противоположной осях
относительно сложным перемещением пар и комплектов между
столами от тура к туру. для удобства организации таких
турниров можно руководствоваться специальными схемами
("пилотирующими карточками"), разработанными для каждого
конкретного количества участвующих пар. в этих схемах в виде отдельных
строчек приведены перемещения пар и комплектов. Схема для шести пар
предложена Сэмом Голдом, а для 26-ти (и больше) пар - Михаилом  Кронродом.
   Обычно (по результатам жеребьевки) пара с наибольшим номером занимает
позицию NS на 1-ом столе (1NS) и является единственной неподвижной парой.
остальные пары занимают в первом туре позиции, соответствующие их номерам в
порядке следования позиций на строчке перемещения пар (например, для турнира
на 10 пар: пара N 1 - позицию еW на 1-ом  столе (1еW), пара N 2 - позицию еW
на 2-ом столе и т.д.). при этом порядок прочтения (а в дальнейшем - перемещения
пар): первая строка читается слева направо, а вторая (если она есть) справа
налево, так что после конца первой строки следует конец второй строки. в
последующих турах движущаяся пара занимает место, непосредственно следующее
(в строчке перемещений пар) за тем местом, которое эта пара занимала в
предыдущем туре. при достижении конца схемы следующее место определяется ее
началом. пара N 1 движется вслед за парой N 2 и т.д.. при организации такого
турнира полезно каждой паре выдать карточку с маршрутом перемещения.
   Перемещение комплектов карт описывается второй строчкой "пилотирующей
карточки". в виду его необычности полезно, чтобы весь этот процесс был под
постоянным контролем судьи. для этого следует на особом столе разместить все
комплекты турнира, в начале каждого тура производить выдачу комплектов, а в
конце тура - сбор. ответственность за получение и возврат компмлектов следует
возложить на пару, которая в текущем туре занимает на данном   столе  позицию
NS.
   в каждом туре на стол с номером N должен быть выдан комплект, отмеченный
этим же номером. по окончанию тура этот комплект должен быть возвращен на то же
самое место. после возврата всех комплектов судья перемещает первый (самый
левый) комплект на последнюю (самую правую) позицию и сдвигает все комплекты
на одну позицию влево. после этого комплекты готовы для выдачи в
слудующем туре. в турнире на 6 пар на столы выдаются по два
(а не по одному - как во всех остальных турнирах) комплекта,
и сдвиг после окончания тура - на две позции. все комплекты,
позиция которых отмечена знаком z, в данном туре не выдаются.
турнир завершается, когда комплект номер 1 вернется (после
очередного сдвига) на самую левую позицию. в этот же момент
все пары возвращаются на свои исходные позиции.
     приведем схемы проведения турниров по хауэллу для
разного количества пар:
     6 пар (sам gоld):
     пары: 1е-2е-3е-3N-2N-
     комплекты: 1-1-3-Z-Z-2-Z-2-3-Z- (комплекты сдвигаются на
две позиции)
     8 пар:
     пары: 1е-3е-2е-4N-4е-2N-3N-
     комплекты:1-Z-Z-2-Z-3-4-
     10 пар:
     пары: 1е-2е-2N-4е-3N-5е-3е-4N-5N-
     комплекты: 1-2-3-Z-Z-Z-Z-4-5-
     12 пар:
     пары: 1е-2е-5N-3е-5е-6е-2N-3N-6N-4е-4N-
     комплекты: 1-Z-2-Z-Z-Z-3-4-5-Z-6-
     14 пар:
     пары: 1е-2е-4е-6е-3N-3е-6N-7е-4N-2N-5е-7N-5N-
     комплекты: 1-2-3-4-5-Z-6-Z-Z-Z-Z-Z-Z-
     16 пар:
     пары: 1е-4е-6N-8N-2е-7N-7е-4N-3е-2N-8е-5е-3N-5N-6е-
     комплекты: 1-2-Z-Z-3-Z-4-Z-Z-Z-5-Z-6-7-8-
     18 пар:
     пары: 1е-3е-7N-6е-3N-8N-9N-5е-5N-2е-8е-7е-4N-9е-4е-2N-6N-
     комплекты: 1-2-Z-Z-Z-3-4-5-Z-6-Z-7-Z-Z-8-9-Z-
     20 пар:
     пары:
1е-3е-4е-9е-2е-6N-8N-4N-8е-9N-5е-2N-3N-10N-5N-6е-10е-7е-7N-
     комплекты: 1-Z-2-3-Z-4-Z-5-Z-6-Z-7-8-9-10-Z-Z-Z-Z-
     22 пары:
     пары:
1е-2N-5N-9е-5е-11е-8е-4N-11N-10N-6N-3N-2е-4е-6е-9N-3е-10е-7е-7
N-8N-
     комплекты: 1-Z-Z-2-Z-Z-3-4-5-6-Z-7-8-9-Z-Z-Z-10-Z-11-Z-
     24 пары:
     пары:
1е-6т-9N-10N-3е-11е-4N-6N-5N-7е-12е-7N-2е-10е-11N-12N-2N-8е-8N
-5е-3N-4е-9е-
     комплекты:
1-2-3-Z-Z-4-5-Z-6-7-8-Z-Z-Z-Z-Z-Z-9-10-11-12-Z-Z-
     26 пар (м.кронрод):
пары: 1е-4N-7е-13е-10е-8е-11е-2N-6N-5е-3е-12N-9N
4е-7N-13N-10N-8N-11N-2е-6е-5N-3N-12е-9е
комплекты: 1-Z-2-3-4-5-Z-6-Z-Z-7-8-Z-Z-9-10-11-Z-12-Z-13-Z-Z-Z-Z
28 пар (м. кронрод):
пары:1е-4е-7N-13N-10е-12N-9N-6е-2е-14е-3N-5е-11N-8е-
4N-7е-13е-10N-12е-9е-6N-2N-14N-3е-5N-11е-8N
комплекты: 1-2-3-Z-4-5-6-Z-7-Z-Z-Z
-Z-Z-Z-8-Z-9-10-11-12-13-Z-Z-Z-Z-14-
30 пар (м. кронрод):
пары: 1е-4е-8е-12N-14N-11е-9е-5е-3N-6N-15N-7е-2N-13е-10е-
4N-8N-12е-14е-11N-9N-5N-3е-6е-15е-7N-2е-13N-10N-
комплекты: 1-Z-2-3-4-5-6-7-8-Z-Z-Z-Z-Z-Z-9-10-Z-11-12-13-Z-Z-Z-14-Z-Z-15-Z-
      3.2.3. "барометры"
"барометрами" называются турниры, в которых участники получают оценку
своего положения сразу (или почти сразу) после завершения каждого тура.
если в качестве "барометра" проводится турнир по одной из предложенных
выше схем, то после каждого тура производится обсчет результатов, причем
условно считается, что все еще реально не сыгравшие ту или иную сдачу пары
пока имеют в  ней средний результат .
   однако можно проводить и "чистый барометр", в котором после каждого тура
участники будут знать свое точное (а не ожидаемое) положение. в таких турнирах
на всех столах должны разыгрываться одинаковые комплекты сдач, так что после
окончания тура к сыгранным комплектам уже ни одна пара не вернется. при
небольшом количестве столов это может быть один комплект, в котором
количество сдач совпадает с количеством столов. на каждый стол выдается по
одной сдаче, в течение тура сдачи передаются со стола на стол (при
неподвижных парах). движение пар производится только после окончания тура.
при большом количество столов (более шести) комплекты придется дублировать,
а столы разбивать на группы. передача карт в ходе тура производится
только внутри групп.
     3.2.4. потенциальные трудности при организации турниров
     практика показала, что есть две основные организационные
проблемы, с которыми могут столкнуться судьи парных турниров:
     - в больших турнирах (на четыре и более "комнат") -
когда заранее известно только приблизительное количество
участников, которое станет окончательно известным к началу
турнира;
     - в небольших турнирах (на одну-две "комнаты") - при
опоздании некоторых участников к началу сессии с
необходимостью включения опоздавших пар в уже сформированную
и запущенную сессию.
     кроме того, в больших турнирах особняком стоит вопрос о
жеребьевке и стартовой рассадке участников.
     обычно большие парные турниры проводятся в нескольких
"комнатах" по митчеллу, при этом заранее (или во время
первого тура) готовятся и дублируются комплекты сдач. уже
устоявшейся практикой стало отсутствие поворота осей на таких
турнирах, а перемешивание пар, результаты которых
сравниваются, достигается тем, что в каждой сессии происходит
изменение позиций целых линий (меняются как "комнаты", так и
оси, например: группа пар, которая в первой сессии занимала
линию NS в 1-й комнате, во второй сессии займет линию еW в
3-й "комнате"). эти перемещения линий следует спланировать
так, чтобы к концу турнира (или его предварительной части)
большинство линий сыграло друг против друга и чтобы каждая
линия хотя бы в одной сессии могла сравнивать свои результаты
с любой другой линией (т.е. чтобы хотя в одной сессии эти
линии сидели на одинаковых осях).
     обычно персональную ответственность за правильную
стартовую рассадку пар несет главный судья турнира. если в
турнирах по хаувеллу жеребьевка может быть проведена
абсолютно случайно, то в турнирах по митчеллу необходимо
обеспечить более или менее одинаковую силу линий, что
приводит к некоторой искусственности в жеребьевке.
     приведем наиболее простой способ проведения жеребьевки:
     - в соответствии с предварительным списком участников
определяется количество "комнат" и столов в них;
- участники делятся (лично судьей или после консультаций со специалистами)
     на четыре группы:
- эксперты,
- сильные пары,
- средние пары,
- слабые пары;
- каждая группа игроков поровну распределяется по линиям, при этом чем выше
класс участника, тем меньше их номер на линии (т.е. эксперты занимают первые
столы на своей линии);
- дополнительные участники распределяются равномерно в "хвосты" линий.
   главный судья должен предусмотреть, чтобы общее количество приготовленных
для игры столов и комплектов было несколько большим, чем количество заявленных
участников, в каждой комнате должно быть приготовлено четное число столов.
перед началом сессии судья должен
получить точные сведения о фактическом количестве участников, занявших свои
места. образовавшиеся в  рельтате неявки каких-либо участников "дырки"
заполняются передвижением всей линии в сторону уменьшения номеров столов
или привлечением к игре  вновь прибывших участников. для выравнивания
количества столов в разныхт  "комнатах" следует прибегать к перемещению
частников с одной линии на другую. окончательно перед началом сессии
следует добиться того, чтобы во всем турнире было не более одной "дырки",
при этом количество столов в "комнатах" может отличаться на единицу
(допустимо, чтобы в одних "комнатах" было четное число столов, а в других
- ближайшее нечетное снизу, например: 16 и 15). в
этом случае во всех "комнатах" будет играться (с учетом прыжка через стол в
"комнатах" с четным числом столов) одинаковое количество туров (и сдач). вместе
с тем, в комнатах с четным числом столов будет разыгрываться комплект,
которого нет в "комнатах" с их нечетным числом. поэтому для этого комплекта
необходимо предусмотреть при обсчете сессии некоторую уточняющую процедуру,
а именно:
     - определить количество записей в комплектах,
разыгранных во всех "комнатах";
     - определить количество записей в комплекте, разыгранном
только в "комнатах" с четным числом столов;
     - дополнить бланки комплекта, разыгранного только в
"комнатах" с четным числом столов, таким количеством
фиктивных (т.е.не принадлежащих никакой реально существующей
паре) "средних" записей., чтобы общее количество записей во
всех бланках было одникаковым (например, эти "средние" записи
могут ссылаться на нулевые пары);
     - после этого производить обычный обсчет.
     рассмотрим проблему допуска к игре пар, опоздавших к
началу сессии. если еще не завершился первый тур при игре по
митчеллу, то:
     - проще всего в турнире из одной "комнаты" заполнить
"дырку" (если таковая имеется) или установить дополнительные
игровые столы;
     - в турнире из нескольких "комнат" можно либо заполнить
"дырку" (если таковая имеется) либо установить дополнительно
по столу (только одному) в "комнатах" с нечетным числом столов.
     далее можно позволить этим парам разыграть столько сдач,
сколько они успеют, а в остальных сдачах этого комплекта
записать им "среднее".
     если опоздавшие пары прибудут после окончания первого
тура, то все еще возможно решить положительно вопрос об их
допуске к сессии, заполняя ими существующие "дырки" (при этом
в неразыгранных ими комплектах записывая им "средние").
существенно сложней выглядит процедура включения опоздавших
участников при отсутствии "дырок". приведем два наиболее
простых способа включения опоздавших пар:
     - одна опоздавшая пара, число столов не делится ни на 2,
ни на 3; в этом случае данная пара во втором туре занимает
место пары N1 (т.е. NS на 1-ом столе). пара N 1 отдыхает и
получает "среднее"; в последующих турах опоздавшая пара движется вдоль линии
NS в сторону увеличения номеров столов, прыгая каждый раз через один стол и
меняя на один тур пару NS текущего стола; в пропущенных турах опоздавшая пара
получает "среднее";
  - три опоздавшие пары (автор схемы - м. JоRDаN); в этом случае добавляется
стол с очередным номером, две из опоздавших пар занимают места за этим столом;
 далее этот стол будет сопряжен со столом N 1 (т.е. комплект сдач, приходящий
на стол N 1, должен будет разыгрываться одновременно и на
"сопряженном" столе); во втором туре третья дополнительная пара
занимает место еW на 1-ом столе и далее движется обычным образом
вдоль линии еW; пары еW далее движутся обычным образом, включая
в свой маршрут дополнительный стол, после игры на котором пары еW
 пропускают один тур и затем занимают место еW на 1-ом столе; в каждом
пропущенном туре парам еW следует дать "среднее"; если начальное количество
столов было четным, то после половины турнира следует сделать
прыжок.
   относительно проще включить опоздавшие пары в турнир по хаувеллу. в этом
случае для каждых двух новых пар устанавливается дополнительный стол, который
сопрягается с одним из игровых столов (не с 1-ым!). дополнительный стол
получает тот же номер, что стол, с которым он сопряжен. одна из пар с
"основного" стола переходит на ту же линию на "сопряженный" стол. далее пары,
игравшие в турнире с самого начала, сидят на основном и дополнительном столах,
занимая на них неподвижные позиции. включенные пары занимают оставшиеся места
на этих сопряженных столах. далее движение продолжается в соответствии с
пилотирующими картами; однако когда очередная пара приходит на сопряженные
столы, то она занимает место на том из них, на которомнN  свободна линия, на
которой эта пара должна сидеть в текущем туре (напоминаю, что на сопряженных
столах два места заняты неподвижными парами: на одном постоянно занята линия
NS, на другом - еW.
     3.3. определение победителей и распределение мест
     обычно в турнирах, состоящих из нескольких сессий (в том
числе предварительных и финальных) при равном количестве
разыгрываемых сдач и игровых столов окончательное место
определяется прото суммой пунктов, набранных во всех сессиях.
если же в разных сессиях разыгрывается разное количество сдач
(или сравнение производится с различным количеством столов),
то окончательное место следует определять, складывая не
пункты, а проценты (суммы набранных в сессии пунктов по
отношению к максимально возможной в сессии сумме).
     если в итоговой таблице несколько пар будут иметь
одинаковый результат и при этом возникает необходимость
обязательно расцепить занятые ими места, то обычная практика
заключается в следующем:
     - если учитываются результаты как предварительных
сессий, так и финальных, то пары, показывающие лучший
результат в финальных сессиях, занимают высшие места;
     - если все сессии равноправны, то пары, показавшие
лучший результат в последней сессии, занимают высшие места
(поощрение борьбы до последней сдачи).
     4. индивидуальные турниры
     4.1. определение результатов сдач
     методы подсчета результатов отдельных сдач полностью
совпадают с таковыми для парных турниров. особенностью в
индивидуальных турнирах является то, что участником
совревнования является не пара, а игрок. поэтому результат
пары (после обсчета сдачи) присваивается обоим игрокам,
которые в этой сдаче составляли данную пару. окончательное
место игрока определяется суммой всех набранных им (в составе
различных пар - согласно предписанному маршруту перемещению)
результатов во всех сыгранных им сдачах турнира. обычно такие
турниры проводятся "на максимальный результат". основные проблемы
индивидуальных турниров - это правильная организация перемещения игроков и
комплектов карт.
              4.2. перемещения в индивидуальных турнирах
схемы проведения индивидуальных турниров существенно зависят от числа
участников. если в маршруте перемещения участников отсутствует какая-либо
позиция (обычно - это позиция 1N), то ее занимает участник с максимальным
номером (и не перемещается на протяжении всей сессии), а остальные участники
занимают стартовые позиции слева направо вдоль строки, описывающей
перемещение игроков (так же, как и в парных турнирах по хауэллу). если не
оговорено иное, то перемещения игроков и комплектов производятся так же,
как и в парных турнирах по хауэллу.
   8 участников:
    7 комплектов, не менее 2-х сдач в комплекте
участники: 1S - 1W - 2W - 1е - 2N - 2S - 2е -
комплекты: /1,2/ - Z - Z - Z - Z - Z - Z -  (на обоих
столах играется один и тот же комплект!).
   9 участников:
   9 комплектов, не менее 2-х сдач в комплекте
участники: р - 2е - 2W - 2S - 1S - 1W - 2N - 1е - 1N - (р - это пауза)
м  комплекты: /1,2/ - Z - Z - Z - Z - Z - Z - Z - Z - (на обоих столах играется
один и тот же комплект!)
   12 участников:
участники: 1S-2W-3W-2е-2S-3е-1W-3S-3N-2N-1е-
комплекты: 1 - Z - Z - Z - 2 - Z - Z - 3 - Z - Z - Z -
   13 участников:
участники: р-2W-3W-1W-2S-1е-2е-2N-1S-3е-3S-3N-1N-
комплекты: 1 - Z - Z - 2 - 3 - Z - Z - Z - Z - Z - Z - Z - Z -
   16 участников (в круг):
участники: 1е-3N-4W-4е-3е-2W-1S-2N-4S-2е-2S-3S-3W-1W-4N
комплекты: -1
   рекомендуется играть 2*15 сдач, при этом каждый сыграет с каждым.
участники внутри тура не пересаживаются
   16 участников:
турнир проводится в двух группах по 8 участников,
маршрут первой группы - как для 8-ми участников, маршрут второй группы :
в 3W-3N-4N-3S-4е-4W-4S-   (N16 постоянно на позиции 3е)
комплекты: /1,2/ - /3,4/ - Z - Z - Z -Z - Z -  (на столах 1 и 2 играют
             участники с номерами от 1 до 8, на столах 3 и 4 - с номерами от
             9 до 16; на столах 1 и 2 играется один и тот же комплект; на
столах 3 и 4 играется один и тот же комплект).
     18 участников:
     турнир проводится в двух группах по 9 участников,
маршрут первой группы как для 9-ти участников, маршрут второй
группы:
     р-3N-3е-4N-3W-3S-4S-4W-4е-
     комплекты: /1,2/-/3,4/-Z-Z-Z-Z-Z-Z-Z-(см.пояснение для
турнира на 16 участников).
     24 участника:
     турнир проводится в двух группах по 12 участников,
маршрут первой группы - как для 12-ти участников, маршрут
второй группы:
     4W-5N-6N-5S-5W-6S-4N-6W-6е-5е-4S- (N24 постоянно на
позиции 4е)
     комплекты: 1-4-Z-Z-2-5-Z-3-6-Z-Z- (внимание! номера
столов в нестандартном порядке!).
     турниры с простым числом столов (7,11,13 и т.д.):
     участники делятся на четыре группы: линия N, линия е,
линия S и линия W. участники занимают стартовые места
(согласно перемещения) участники занимают места на очередных
столах на тех же позициях, с которых они начали сессию (т.е.
участник линии W в каждом туре начинает игру в качестве W).
игроки линии N занимают постоянно свои позиции (не
перемещаются!). игроки линии S между турами перемещаются на
стол, номер которого на 2 меньше, чем номер стола, за которым
они только что играли. игроки линии W перемещаются на стол,
номер которого на 1 больше, чем номер стола, за которым они
только что играли. игроки линии е перемещаются на стол, номер
которого на 2 больше, чем номер стола, за которым они только
что играли. игроки линии N передают комплекты сдач на стол с
номером на 1 меньшим, чем номер их собственного стола.
     кроме того, если комплект состоит из трех сдач, то после
розыгрыша каждой сдачи можно произвести перемещение игроков
на столе согласно схеме:
     -е-S-W-,
так что за три сдачи каждый участник на очередном столе сыграет в паре с
каждым игроком этого стола. по окончании сессии каждый участник сыграет
в паре с 3/4 всех участников турнира. если количество участников в одной
группе (линии) удобно для организации индивидуального турнира внутри группы
(например, 13), то можно провести еще сессию, в которой участники групп будут
встречаться только между собой, а в разных группах будут разыгрываться
одинаковые комплекты сдач. такую сессию можно провести аналогично описаниям,
например, турнира для 24 участников.
      подобным образом можно провести турнир для любого количества
участников. однако только в случае простого числа столов участники и комплекты
сдач не встретятся друг с другом повторно. повторная встреча с игроками
несколько ухудшает качество турнира, но повторная встреча с комплектом просто
делает невозможным сам турнир. поэтому при использовании описанной выше схемы
для турнира, число столов в котором не является простым, необходимо в начале
каждого тура контролировать, не игрался ли данный комплект ранее (а такое
произойдет сразу для всей линии). в этом случае все игроки данной линии должны
переместиться в ту же сторону, в которую они двигались (но независимо от
линии только на один стол!). возможно, что после некоторого тура уже никаким
перемещением не удастся добиться встречи с еще неигранным комплектом. в этом
случае турнир завершается.
^Вернуться к Книгам и Статьям

^-Вернуться к Титульной странице






реклама Купить землю в мешках: растительный грунт дешево можно купить www.kampost.ru. . Московская городская санитарная служба mosgss.info