Бриджклуб.ru наверх

Агрессия в бридже глазами начинающего психолога

Татьяна Оскорбина

Бридж: змея в червах

      Как известно, проявление агрессии в бридже - обычное дело. Так или иначе, все игроки сталкивались с этим чувством и испытывали на себе агрессию со стороны как партнера, так и оппонентов. В бридже существует множество ситуаций, когда у игроков возникает агрессия. Рассмотрим один из аспектов данной проблемы, а именно - восприятие оппонентами конфликта, возникающего между партнерами. Поскольку в нашей паре ситуация агрессии на своего партнера возникала достаточно часто, я составила классификацию типов оппонентов с точки зрения их реакции на нашу агрессию.

      Возникает вопрос - получают ли оппоненты выгоду или ущерб в ситуации, когда двое партнеров ругаются между собой? Ответ на этот вопрос не кажется мне однозначным, поскольку:

  1.       Так как агрессия часто связана с проигрышами, то у оппонентов возникает ощущение собственной успешности на фоне неудач противников, а это можно считать психологическим преимуществом. В таких ситуациях в паре оппонентов может формироваться "мы-чувство" (чувство внутреннего единства), которое приводит к согласованности действий, оказание поддержки друг другу.
  2.       Эмоциональные люди могут испытывать дискомфорт от повышения уровня напряженности ситуации, в которой они находятся. Особенно в ситуации очень резкой и продолжительной ругани оппоненты начинают уставать и получают психологический ущерб. Это выглядит приблизительно так: разрядка напряжения между партнерами приводит к созданию напряжения у оппонентов.

      Зададим теперь интересный вопрос: каким образом оппоненты реагируют на такие ситуации проявления агрессии? Я выделяю 3 группы оппонентов, по критерию их поведения в данной ситуации:

  1.       Игнорирование ситуации. Оппоненты могут попросту игнорировать ругань за столом. Это может быть вызвано либо по той причине, что они получают психологическое преимущество от этой ругани, либо по причине, что оба оппонента просто игнорируют собственные негативные чувства, которые они в данный момент испытывают. Есть еще третий вариант - оппоненты вообще не испытывают чувств, но пока мы не будем это рассматривать, так как дело происходит за бриджевым столом, а не в морге.
          Случай, когда оппоненты умалчивают о своих негативных чувствах, я считаю не оптимальным с той точки зрения, что стратегия постоянно копить все в себе редко заканчивается хорошо для психики человека. Иногда она заканчивается также плохо для людей, которые являются "безопасными" объектами выплеска агрессии, поскольку они могут пострадать больше всех. Жаль, если на этом месте окажется собственный партнер, а такое не редко бывает.
          Нужно отметить, что для ругающихся партнеров такая ситуация выглядит наиболее комфортной, поскольку у них есть возможность безопасно "разрядиться".
  2.       Игнорирование чувств оппонентов. На деле это выглядит, как правило, так: в самый разгар ссоры между партнерами оппонент бросает вроде бы безобидную на первый взгляд фразу: "Хватит ругаться", или "Я не понимаю, почему вы ругаетесь", или "Прекратите скандал" (могут быть варианты). Если тщательно приглядеться к этим фразам, то можно увидеть, что в их основе лежит не что иное, как запрет на возможность проявления агрессии другим человеком или убеждение, что другой человек не имеет права проявлять агрессию и должен изменить свое поведение. А это уже свидетельствует о неуважении к правам другого человека.
          Конечно, в бридже существуют свои нормы и правила поведения, которых следует придерживаться. Однако смысл рассматриваемого в этом случае отношения оппонентов в ситуации агрессии состоит не в том, чтобы защитить эти нормы (при такой цели обычно проводится разговор после игры), а скорее в том, чтобы окончательно вывести ругающихся из себя. А это - уже манипулятивное воздействие. Его можно отличить по нескольким важным критериям:
    1. замечания даются оппонентами в повелительном наклонении (как приказ);
    2. игнорирование чувств оппонентами зачастую сопровождается невербальными посланиями: пренебрежительными взглядами, беспричинным уходом из-за стола, хихиканьем и т.д.
    3. после таких высказываний оппонентов испытываешь некоторый дискомфорт, не совсем понимая почему.
          Нужно отметить, что такие действия могут совершать две категории людей: 1) люди, которые просто игнорируют чувства других, например - хамы; 2) люди, которые манипулируют на чувствах других, что совершается уже осознанно.
          Не трудно понять, что итогом такого поведения оппонентов будет еще большее возрастание агрессии у партнеров, только теперь эта агрессия уже будет направлена, скорее всего, в сторону игнорирующего оппонента. А так как все происходит быстро, и партнеры не успевают осознать смысл происходящего, один из партнеров или оба могут выйти из себя, что обеспечит уже проигрыш на последующее время.
  3.       Оппонент сообщает о своих собственных негативных чувствах (мыслях) относительно данной ситуации. Это звучит обычно так: "Мне неприятно, когда вы ругаетесь", или "Мне кажется, мы не успеем закончить матч" и т.д. Эта ситуация кажется мне оптимальной со всех точек зрения, поскольку: 1) оппоненты открыто высказывают свои чувства, а не игнорируют их; 2) в таких обращениях нет скрытого нападения, манипуляции и запрета на чувства других.

Вывод:
1 ситуация: Выгода для партнеров, проигрыш (иногда выигрыш) для оппонентов
2 ситуация: Выгода для оппонентов, проигрыш для партнеров
3 ситуация: Выгода для оппонентов, проигрыш для партнеров, но в гораздо меньшей степени, чем во второй ситуации. Проигрыш существует, потому что окончательной разрядки не произошло.

      Все мы способны выбирать разные стратегии поведения в ситуациях агрессивного поведения оппонентов за столом. Но нужно помнить, что в бридже, как и в жизни, кроме желания победить существуют еще этические нормы и нравственные ценности. Вы можете больше конфликтовать с партнером, игнорируя оппонентов, а можете устраивать разборки в другом месте. Вы можете манипулировать чувствами конфликтующих оппонентов, а можете просто напоминать о себе. А какой выбор сделаете Вы?

09.03

^Вернуться к Книгам и Статьям

^-Вернуться к Титульной странице






реклама Интернет-магазин Стул&Стол: обеденные столы