Бриджклуб.ru

ШАРИФ Омар (SHARIF Omar)

Материалы подготовила С. Бодренкова

наверх

   Лучший актер среди бриджистов и лучший бриджист среди актеров, Омар Шариф родился 10 апреля 1932 года в Александрии (Египет). В возрасте 10 лет он поступил в английскую школу в Каире, где очень быстро приобщился к крикету и футболу, добившись блестящих результатов в каждом из этих видов спорта. Из всех возможных факультативных предметов Омар выбрал драматическое искусство – решение, которому суждено было иметь последствия длиною в жизнь. Во время съемок первого фильма с участием Шарифа "Раскаленное солнце", когда тот еще не был звездой и ему приходилось ждать, подстраиваясь под график работы других, он коротал время ожидания за чтением. В книжной лавке в Каире ему попался учебник Чарльза Горена – и Омар тут же попался на крючок.
   Дядюшка познакомил Шарифа с правилами игры значительно раньше, так что теперь он хотя бы имел представление о том, что читал. Однако после первой встречи с бриджем прошло немало времени, и можно сказать, что по-настоящему Омар в бридж еще не играл.
   За каирской находкой последовали другие книги о бридже, он старался прочесть их как можно больше. Впоследствии Шариф отметит в своих газетных колонках, посвященных бриджу, что некоторые игроки не прочли ни одной книги о бридже и, как правило (хотя и не без исключений), такие игроки недостаточно хороши, чтобы читать эти книги. Кто-то читает слишком много, но при этом не способен применить усвоенную теорию на практике. Но, пожалуй, наихудшую группу составляют игроки, которые беспрестанно читают статьи с описанием новых конвенций и сгорают от нетерпения применить на практике все новые идеи, чаще всего – в неподходящем раскладе и с партнером, который и не слышал о новомодных веяниях. Шариф тешит себя надеждой, что тогда он нашел золотую середину, тем более, что почти одновременно с активным чтением началась его карьера бриджевого профессионала в клубе Каира: "Играя в робберный бридж, я счастливо избегал опасности увязнуть в болоте несметного числа запутанных конвенций. Сказав о начале моей бриджевой карьеры, я имел в виду, что как раз тогда я стал посвящать игре большую часть свободного времени. Многие часы, долгие вечера и ночи…"
   Еще одним положительным для бриджа моментом стал двухмесячный перерыв в съемках фильма "Лоуренс Аравийский". Шариф поехал в Лондон и там провел почти все время, играя в Гамильтон-клубе (увы, ныне не существующем). Ставка в пять фунтов за большой пункт была очень высокой для того времени, и клуб был привлекательным местом для большинства лучших игроков в роббер со всего Лондона. Этот период нельзя назвать прибыльным в финансовом отношении, однако он принес громадный игровой опыт, пригодившийся впоследствии. А кроме освоения технологии бриджа симпатичный обаятельный египтянин завязал множество знакомств, переросших затем в тесную дружбу, с игроками самого высокого уровня.
   К этому времени Омар Шариф уже был знаменит – первая же англоязычная роль в фильме "Доктор Живаго", появившемся в 1965 году, принесла ему известность. Кроме того, Шарифа можно видеть в "Смешной девчонке" рядом с Барброй Стрейзанд и в целом ряде развлекательных фильмов, своему амплуа героя-любовника Омар Шариф остается верен и сейчас, на пороге семидесятилетия.
   В 1973 году Омар Шариф был удостоен награды Международной ассоциации бриджевых журналистов – приз имени Джона Саймона "Спортсмен года". Этой наградой Шариф был отмечен, как "один из самых активных бридж-промоутеров, неоднократно выступающий в телевизионных передачах и постоянно выполняющий высокую миссию посла нашей игры". К этому времени Омар Шариф успел принять участие во множестве промоутерских мероприятий: в 1968 воплотилась в жизнь идея "Бриджевого цирка", объехавшего полмира. Шариф, Гароццо и Белладонна вызвали на роббер по большим ставкам Джереми Флинта и Джона Канзино, а еще с игроками знаменитой "Скуадры Адзуры" Шариф совершил рекламный тур на автомобилях "Лянча", организаторы которого обещали по автомобилю каждому члену команды, которая сумеет победить звезд. Впрочем, случалось и такое, особенно если в матче было небольшое число сдач, так что привлечение звезд бриджа к рекламе нового автомобиля влетело в копеечку изготовителю. Омар Шариф никогда не считает деньги и не беспокоится об их наличии-отсутствии. В его стиле – просадить 750 тысяч долларов в казино за один вечер или купить на эту сумму лошадей. Потом он будет думать, как выбраться из долгов, и соглашаться на характерные роли в сомнительных блокбастерах. Главное – то, что происходит вокруг сейчас, то, чем можно дышать, жить, наслаждаться.

   Традицией игроков в бридж становится приветствовать друг друга не привычным "Здравствуй, как дела?", но какой-нибудь фразой вроде: "О, кстати! Допустим, у тебя четверка пик с тузом, дублет червей…"
   Один старый приятель, с которым Шариф не встречался несколько лет, встретил его грустными кивками головы. Он сунул в руку Шарифу клочок бумаги (ни единого слова при этом), где была записана такая торговля.
WNES
      1s
пас2cпас3h
пас4sпас4бк
пас5dпас6s
паспаспас 

   Пока Шариф разбирался с торговлей, приятель нарисовал карты вистующего и показал ему:
s В h К6 d В10983 c 76532

  Вы занимаете место W. Ваша атака?
   Сам собой напрашивался естественный ход валетом бубен, но приятель выглядел таким подавленным, и голос его звучал столь удручающе, что Омар спросил: "А кто оппоненты?"
-    Слабейшая пара клуба, - ответил приятель резко.
-    Я атакую королем червей, - решительно сказал Шариф.
-    Да, этот ход сажал контракт. Я же выбрал валета бубен – и разыгрывающий собрал тринадцать взяток.
   Как показывает полный расклад, защита и вправду может забрать две червовые взятки, но должна сделать это немедленно, иначе червы разыгрывающего будут снесены на трефу стола.
   Король червей – счастливый билет или голос здравого смысла? По признанию самого Шарифа, мрачное настроение приятеля стало ключевой подсказкой. Кроме того, если бы ход валетом бубен был правильным, проблемы не было бы. Вот полный расклад:
  s Д1093
h 84
d Т2
c КВ1098
s В s 852
h К6h Т7532
d В10983 d 764
c 76532 c Д4
s ТК764
h ДВ108
d КД5
c Т

   Искусство присутствия за столом, умение уловить все явные и неявные сигналы – сильнейшая сторона игры Шарифа, полагающегося на здравый смыл столько же, сколь и на интуицию или внезапное просветление. Шариф вызывает симпатию еще и потому, что искренне признает, что ему не чуждо ничто человеческое - от страстей до бриджевых ошибок. В своей книге "Сыграйте в бридж с Омаром Шарифом" он чаще выступает в роли компетентного заинтересованного наблюдателя, чем мастера свиза или впустки. Его комментарии подчеркивают умения и навыки других игроков, или, соответственно, неумения и упущенные возможности. Давайте вместе с Шарифом понаблюдаем за развитием событий в очередной сдаче.

   Однажды меня спросили, можно ли найти что-то общее в моей карьере актера и бриджиста. Научившись думать быстро (кстати, это пригодится и в той, и в другой области), я ответил: "Темп, чувство времени". И, что было удивительно для меня самого, похоже было, что в тот момент я определил самый важный фактор, определяющий успех в кино и за бриджевым столом. Но если в кино это очевидно, то не каждый бриджист считает развитое чувство времени важным.
   Вот сдача, которая встретилась в большом парном турнире. Большинство S разыгрывали 5 бубен, но не всем удалось справиться с контрактом несмотря на один и тот же первый ход.
  s В962
h К874
d Д108
c 62
s КД104 s Т873
h ТДВ10965 h 3
d 2 d 753
c 3 c КВ1095
s 5
h 2
d ТКВ964
c ТД874

   Все до зоны, N на первой руке спасовал, Е также спасовал и S открыл торговлю заявкой 1б. W вошел в торговлю червой на четвертом уровне (в принципе, четверка в другом мажоре не является препятствием для блока, если партнер уже спасовал), N и E спасовали. Понятно, что с картой S мало кто захочет сдаться, и после заявки 5т N показывал бубновое предпочтение - 5б - и все пасовали.
   В качестве карты первого хода W выбрал короля пик, удержал взятку и продолжил пикой. S убил козырем. Кажется вполне естественным сразу отработать червовую взятку, и большинство разыгрывающих поступали именно так: мелкая черва с руки. W брал черву тузом и продолжал пикой. Разыгрывающий расходовал еще один козырь на убитку.
   Затем разыгрывающий переходил на стол по даме бубен, проводил трефовый импас и играл тузом треф, проясняя позицию в младших мастях. S убивал на столе трефу, возвращался в руку по пиковой убитке и убивал еще одну трефу, после чего пытался добрать короля червей - E предъявлял козырь, и разыгрывающий вынужден был довольствоваться десятью взятками.
   Те S, которые с успехом выиграли 5б, увидели, что отработку червовой взятки можно отложить. Убив во второй взятке пику, они попадали на стол по даме бубен и проводили трефовый импас. Добрав туза треф, они убивали две трефы в стол и две пики в руку, добирали козырей и продолжали червой. W мог выбирать, позволить королю червей выиграть 12-ю или 13-ю взятку. Темп!...

02.2001

^Вернуться к Книгам и Статьям

^-Вернуться к Титульной странице