Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Интеллектуальные игры от Сергея Гуреева.
Все форумы > . > Бридж-клуб
SerVik
Бриджевое партнёрство с моим папой я вспоминаю, наверное, как самое счастливое время в жизни. Когда я учился классе в 8 или в 9, папа показал мне систему торговли «Американский Стандарт». Однако государство в те времена относилось к Бриджу в формулировках «не поощрять!», поэтому, мама запретила мне в него играть, пока не окончу школу. Свой первый практический опыт знакомства с игрой я получил, раскладывая карты на ковре и производя торговлю и розыгрыш за всех четырёх игроков, когда бывал дома один. Навсегда запомнилась внутренняя дрожь от волнения, которую испытал, впервые играя за столом с настоящими живыми игроками.
На протяжении моего детства папа играл со мной в десятки разных умных игр. Начиная от «слова на букву» в 4-5-летнем возрасте, продолжая арифметическими примерами и логическими задачками, играми «в слова», Шахматами и «Боем за Знамя». Из всех карточных игр, по его мнению, только Бридж достоин того, чтобы тратить на него время. Бридж стал моим «выпускным классом» в отцовской школе.

В 1986 г. государство признало право Бриджа на жизнь в стране. В 1987 г. не стало отца, и в том же году я решил, что эта Игра будет делом моей жизни.

«Бридж» в переводе с английского – «мост». Слово в какой-то мере отражает суть игры. Четыре игрока за бриджевым столом образуют два партнёрства. Партнёры сидят друг напротив друга. В рамках Правил Игры они стремятся установить взаимопонимание и взаимодействие между собой и помешать достичь того же оппонентам. Партнёрства за столом напоминают два скрещенных моста.
В силу англоязычного названия долгое время было принято считать, что Бридж – английская игра. Однако в настоящее время имеются достаточные основания утверждать, что, по происхождению, Бридж – самая русская из всех современных интеллектуальных игр. Ведь не название составляет существо Игры, а её Правила.
А Правила современного Бриджа в значительной своей части были изобретены именно в России, в царской России, разумеется.
Разрешённые в российском обществе карточные игры берут своё начало со времён царствования Петра I. Стараниями английских дипломатов и негоциантов в середине XVIII века в стране получает распространение популярная в Англии карточная игра Вист. В это же время в России формируется государственная политика в отношении к карточным играм в обществе. Эта политика определяет понятие «азартная игра» как игра, «основанная единственно на случае», запрещает азартные игры и преследует их силами полицейского аппарата. Азартным играм противопоставляются коммерческие игры как разрешённое в обществе времяпрепровождение. Вист, по праву, считался в России игрой коммерческой, т. е. разрешённой.
В это же самое время в английском обществе наблюдается совершенно другая картина. Благодаря ограниченности королевской власти, значительным правам и свободам граждан и защищённости частной жизни от вмешательства властей, разрешены совершенно любые игры, включая предельно азартные. Единственной проблемой общества была борьба с нечестной, мошеннической игрой. В конце концов, власти всё-таки вынуждены были вмешаться, когда обнаружили организованные преступные сообщества, выросшие на мошеннической игре.

Спустя примерно сто лет после распространения в России Виста, в середине XIX века российское общество усовершенствовало игру, разработав правила торговли – процесса обмена информацией между партнёрами, предваряющего игру картами. Таким образом, родилась вершина российской (сказать «европейской» не будет преувеличением) культуры карточных досугов – игра Винт. Идеи и правила, впервые возникшие и применённые в этой игре, как и сам Винт, получили широкое распространение в Европе, но многие европейские игроцкие сообщества по старинке называли игру Русский Вист. По всей вероятности, Бридж возник как одна из разновидностей так называемых вистовых игр под влиянием идей Винта. Хотя английские источники и говорят, что название игры имеет российское происхождение, эта версия подтверждения у нас не находит. Я бы сказал, что точное время и место возникновения Бриджа пока что не известно, как, впрочем, и точное время возникновения Винта. Оснований, которые бы указывали более точное место возникновения Винта, чем Россия, у меня пока нет. Однако определённо можно говорить, что Бридж перенял у Винта его лучшие качества интеллектуальной игры и в начале XX века несколько потеснил Винт в самом российском обществе.

Версия возникновения Бриджа из якобы появившейся в России игры бирич, по моему мнению, выглядят более чем сомнительно. Во-первых, в сохранившихся русских источниках пока что не удалось обнаружить игру с таким названием.
Во-вторых, если допустить, что игра с этим названием и правилами, описанными в журнале «Бридж-Ревю» №1 (сентябрь 1994 г.) в статье А. Гаркавого «От бирича до аукцион-бриджа» существовала в действительности, то её изобретение в русском обществе представляется крайне малоправдоподобным. Указано, что статья написана с использованием материалов польских авторов. Было бы чрезвычайно любопытно ознакомиться с этими материалами и первоисточниками, на которые они опираются.
В-третьих, в следующей статье «От бридж-аукциона до контракт-бриджа» («Б.-Р.» №3, январь-февраль 1995 г., авторы перевода – А. Гаркавый и В. Иванов) очередной раз озвучивается мысль: «Невозможно сказать, кто конкретно придумал такие элементы, как болван, торговля, принцип аукциона или принцип потолка». (Надо отметить, что эта мысль неоднократно встречается у западных историков Бриджа.) Она озвучивается только для того, чтобы выпятить вклад в становление Игры американского миллионера. Между тем, с достоверностью близкой к 100% можно утверждать, что эти «элементы» были изобретены русским игроцким сообществом, и впервые применены, в частности в игре Винт.
В-четвёртых, западные источники приводят множество различных версий места (Индия, Стамбул, Балканы) и времени появления Бриджа. (В целом эти версии можно обозначить примерно так: где-то на востоке, очень далеко от Англии.) Причём, предлагается только одна версия происхождения названия от «русского» слова «бирич». По мере накопления информации из дореволюционных отечественных источников, укрепляется впечатление, что всё это обилие версий призвано скрыть один простой упомянутый выше факт: большинство правил, отличающих современный Бридж от английского Виста, родились в русской игре Винт.

Хочу предложить вниманию читателя «политическую» гипотезу возникновения игры Бридж. Для начала подчеркну большое значение для общей динамики европейской истории карточных досугов сформировавшуюся в XVIII веке политику отношения к азартным играм в обществе русского самодержавия. А также – значение неизбежного противостояния этой политики, с одной стороны, и ценностей английского общества, выражавшихся, в частности в свободе личности играть в азартные игры (держать заклад, заключать пари), с другой стороны.
Цели и резоны русского самодержавия понятны. Оно, во-первых, стремилось защитить материальное благополучие сословий, непосредственно на которые опиралась его власть. Во-вторых, руководствовалось традиционными представлениями о нравственности как о мере пользы/вреда "для Царя и Отечества". Эти представления диктовали обозначение азартных игр как, в лучшем случае, бесполезных, но скорее – вредных, и подталкивали аристократическое игроцкое сообщество к увеличению интеллектуальной составляющей в карточных играх. Полагаю, политику русского самодержавия следует признать необходимым условием для возникновения игры Винт.
Мне пока очень мало известно об отношении к карточным играм других европейских монархий, но относительно английского общества вполне определённо можно утверждать, что никакого подобного воздействия со стороны властей оно не испытывало.
Теперь, возвращаемся в Россию середины XVIII века, когда разрешённая коммерческая игра Вист получает широкое распространение в обществе. Полагаю очевидным, что по мере распространения этой английской игры российское (и европейское) общество приобретает некоторое свойство открытости навстречу интересам английского общества. В середине XIX века российское игроцкое сообщество изобретает игру Винт, которая получает широкое распространение в Европе и вытесняет Вист. И даже те европейские сообщества, которые предпочитают прежнее название, не могут не считаться с русским происхождением новой игры и называют её «Русский Вист». Русское общество становится законодателем мод в области интеллектуальных жанров карточных досугов, и теперь уже (континентальное) европейское общество приобретает некоторое свойство открытости навстречу интересам русского общества. Английское общество в категориях ущемления своих интересов должно было явственно ощущать эту тенденцию и в связи с ней – нешуточное беспокойство.
И в качестве ответной реакции английского общества на эту тенденцию и это беспокойство должна была появиться новая игра, которая бы защитила английские ценности и английское влияние в Европе и в Мире. Такой игрой стал Бридж. Где бы игра ни появилась впервые географически, согласно этой гипотезе, средой или, по меньшей мере, незаметным инициатором её рождения следует считать британский дипломатический корпус (читай «спецслужбы»). Цель появления Бриджа – борьба с влиянием культуры русского Винта (читай, русского самодержавия). Удел Бриджа – постоянное заимствование лучших идей, родившихся в Винте, с непременным сохранением в сравнении с Винтом некоторой доли азартной игры и провозглашением её в качестве необходимой составляющей «подлинной» свободы личности.

Бридж – это Винт, перечёркнутый (или укреплённый?) двумя скрещенными «мостами».
SerVik
По этой ссылке http://slon.ru/articles/328345/ интересный, на мой взгляд, текст о маркетинге. Одно из ключевых слов - "позиционирование". Может быть и нам каким-то боком пригодится.
SerVik
Наверное, не всем участникам форума хорошо знакомо творчество замечательного исследователя русской культуры Ю. М. Лотмана. Это имя открыл для меня один из сильнейших российских игроков в Го Руслан Дмитриев. Как всё-таки удивительно устроена жизнь! Где-то лет 12-13 назад, узнав, что меня интересует отечественная история карточных игр, Руслан сообщает мне имя человека, который среди прочих обычаев русского дворянства XVIII-XIX веков описал для нас также и обычаи карточных досугов. Лет 5 назад случилось так, что книги с полным собранием трудов Ю. М. Лотмана оказались, если не в полном моём распоряжении, то, по крайней мере, легко доступными в любой момент.
Только в начале прошлого года я, наконец, добрался до главы "Карточная игра" в томе Лотмана, озаглавленном "Беседы о русской культуре". Должен сказать, что получил огромное удовольствие от этого текста и нахожу его необычайно полезным для развития моих представлений о русской истории нашей любимой Игры. Тогда же, заглянув в Интернет, я обнаружил там эту книгу свободно доступной.

И если кто-то из коллег её пока что не прочёл, то я уверен, что его ждёт чрезвычайно интересная встреча:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/07.php

Сегодня у Руслана День Рожденья. Я подумал, что это - хороший повод продолжить то доброе дело, которое начал Руслан, поделившись со мной знанием о блестящем русском мыслителе. И сегодня - делюсь этим знанием с теми из вас, уважаемые коллеги, кто не был знаком с творчеством Юрия Михайловича Лотмана.

И если кому-то из уважаемых коллег пока что не довелось быть лично знакомым с Русланом Дмитриевым, то я всё равно надеюсь, что это не помешает желать ему здоровья и успехов в делах. smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2020 IPS, Inc.