Бриджклуб.ru

Обычаи игры

Сергей Гуреев

наверх
Бридж  

"Карточные игры в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека. "Он приятный игрок" – такая похвала достаточна, чтоб благоприятно утвердить человека в обществе".
(М. И. Пыляев. "Старое житье")

    Зарождение обычаев Бриджа началось задолго до появления на свет любого(?) из ныне живущих людей и даже задолго до возникновения самого Бриджа. Значительный вклад в этот процесс внесла российская культура светских (общественных) карточных досугов, в частности, или в особенности, игра Винт. Судя по литературе, хранящейся в Российской государственной библиотеке в Москве, в конце 19-го и в начале 20-го столетий Винт был самой популярной карточной игрой в России в среде образованных (аристократических, имущих) слоёв общества. Похоже, самым модным составителем пособий по Винту в этот период был М. Шевляковский. Его книга об этой и других карточных играх выдержала не менее 5 изданий: в 1892, в 1898, в 1901, в 1914 годах. В издании 1901 г. говорится, что это 4-е издание.
    Предисловие автора к изданию "Коммерческие игры. Винт (во всех видах)..." 1901 г. (По возможности, стараюсь сохранять орфографию и пунктуацию первоисточника.):

 

    "В этой книге собраны законы и правила всех коммерческих карточных игр, принятых в настоящее время в обществе. Все правила и законы изложены в краткой форме и в том усовершенствованном виде, который употребляется игроками в последние дни.
    Первое место занимает по всей справедливости – Винт, как игра самая модная и общепринятая. В её правилах читатель найдёт массу практических советов, заимствованных от известных игроков. Все эти советы безусловно могут принять силу закона и быть обязательными для каждого винтёра.
    В описании всех остальных игр, мы также не ограничивались одной передачей правил, а всюду, по возможности, комментировали их примерами и подробными объяснениями. Так что с помощью этой книги, ни для кого не представится ровно никакого труда выучиться той или другой игре и стать сразу игроком опытным.
    Некоторые как Тётка, Польский банчок, Кончинка, Гусарский Преферанс, Мушка, Копилка, Девятый вал, Виктория, Наполеон, в печати появляются в первый раз. Все они поэтому имели до сих пор правила сбивчивые и неустановившиеся. В своих описаниях мы обратили особое внимание на эти игры и старательно разработали их законы."

    Начало статьи, посвящённой игре Винт, из книги М. Шевляковского "Винт, карточные игры" издания 1914 г. (Воспроизводится по тексту, переизданному в 1990 г. Советским Фондом Культуры, Центром традиционной культуры, г. Москва.) Эта часть, как и вся статья, почти слово в слово повторяет соответствующий текст издания 1901 г.

 

    Игра Винт, как самая увлекательная, занимательная и самая разумная из всех коммерческих игр, стала общепринятой в прошлом веке во всех концах Европы и вполне заслужила ту симпатию действительно хороших игроков, которую питают к ней все за её непременные требования: расчётливости, находчивости и быстрой сообразительности. Безусловно то, что она даёт громадную пищу уму и прекрасную неутомительную работу памяти, служащей необходимым атрибутом этой замысловатой игры. Это единственная пока игра, в которой одного умения недостаточно, а требуются практические знания в самом широком смысле этого слова. Веским доказательством занимательности и серьёзным значением Винта служит то, что хороший винтёр в редких случаях садится играть со слабым противником, а обыкновенно подбирает по возможности игроков равных себе. В других же играх этого не встречается, и именно потому, что хорошие игроки имеют много шансов на выигрыш. Это немаловажное обстоятельство красноречиво свидетельствует в пользу Винта.
    Винт – это смесь двух игр: Виста и Преферанса. От Преферанса им заимствованы – переговоры и назначение числа леве (взяток), а от Виста – розыгрыш и некоторые комбинации в выходах и сбрасывании, в особенности же при бескозырной игре. При своём основании Винт назывался сибирским и был очень недалёк от своего, если можно так выразиться, родоначальника Виста. Его существенное отличие было только в том, что, вопреки вистовым правилам, он сдавался без открытого козыря, и было обусловлено число взяток для тех, которые объявят козырь в лучшей своей масти. Вскоре это видоизменилось, и игроки нашли удобным поддерживать друг друга в мастях, т. е. или возвышать игру своего партнёра в объявленных им козырях, или назначать свою самостоятельно. Потом были установлены переговоры очередные, которые разрешали отбивать от противников самые верные игры и тем вызвавшие строгое правило брать точно назначенные взятки, а за недобранные ставить большие штрафы, в 10 раз превышающие записи. Эта игра, начавшая уже приобретать самостоятельность, получила тогда название ВИНТ-ВИСТ. Слово ВИНТ произошло от часто употребляемого тогда выражения игроков "подвинтить контр-партнёров на штраф". А слово "подвинтить" взялось от назначения в строгом порядке игроками мастей и от строгого соблюдения очереди в переговорах, приподнимавших один за другим свои игры в винтообразном течении. В последнее время игра усовершенствовалась настолько, что, выработав свои собственные законы и правила, откинула от своего названия слово Вист и стала самостоятельной игрой Винт.
    Нужно оговориться, что законы и правила Винта ещё не настолько тверды, чтобы можно было при его изучении ограничиться одними теоретическими сведениями. Повторяем ещё раз, что звание хорошего партнёра можно получить только путём большого опыта. Вследствие того, что правила Винта несколько шатки и партия с одинаково-практичными игроками редка, часто возникают между играющими недоразумения и споры. Некоторые пылкие винтёры придумывают собственные законы и вводят ими своих партнёров в заблуждение, доказывая неоспоримость их действительности в применении к каким-либо особенно замысловатым розыгрышам или назначениям. Это вызывает ненужные споры и резкие замечания. Поэтому посоветуем винтёрам чаще заглядывать в наш сборник, в котором они найдут полный устав всех правил, относящихся к Винту, что избавит их от споров и пререканий со своими партнёрами.
    Главное правило Винта: МОЛЧАНИЕ, т. е. кроме переговоров в строгой форме не должно быть допустимо никаких излишних фраз и слов, которые могут быть приписаны к умышленным намёкам, подсказкам и т. п. Когда карты розданы по рукам, кроме названия масти и числа взяток, ни о чём более нельзя говорить. Во-первых, посторонние разговоры мешают прислушиваться к назначениям и запоминать переговоры, а во-вторых – они вызывают неудовольствие контр-партнёров, которые из вежливости хотя иногда и не выскажут этого, но на следующий раз будут избегать говорливых игроков. Выражения: "трефишки, червишки, бубенцы" или: "вы ничего не скажете? Вы пасуете! Я сказал пики! Я два раза говорю черви! Я по первой сказал без козырей!" и т. п. не должны быть допускаемы. Также строго преследуются одобрения или неодобрения словом, жестом или мимикой на снос или ход партнёра; считать вслух вышедших козырей и при выходе какой-либо отыгранной карты говорить: "тринадцатая"; обращать внимание партнёра на свой выход или снос. Это, кроме того, что не вежливо, также и не честно. Ошибки разъяснять дозволительно только по окончании но не во время розыгрыша, дабы не выяснилось, какие карты на руках игроков. Не горячась, спокойно обсуждать ошибки, как свои собственные, так равно и участвующих, происшедшие при переговорах или при розыгрыше – почти обязательно. Этим можно предостеречь себя от подобных ошибок на следующий раз и усвоить на практике чрезвычайно обширные правила этой необыкновенно умной игры.

    Первый абзац обозначает мотивационные и, отчасти, этические установки, свойственные той социальной среде, которой автор адресует свою книгу. Второй абзац схематично описывает процесс формирования игры Винт из Виста и Преферанса. Третий абзац говорит о проблемах игроков, в решении которых, по мнению автора, может помочь книга. Последний абзац или, во всяком случае, его смысл почти полностью и в близких формулировках отражён в современных международных Правилах дубликатного Бриджа, главным образом, в главе "Правила приличия".
    Слово "МОЛЧАНИЕ" в обоих изданиях напечатано большими буквами. В изданиях 1892 и 1901 годов фраза "Главное правило Винта – молчание" набрана жирным шрифтом. Единственные во всей книге, кроме титульной страницы, слова выделены жирным шрифтом! Это, а также то, что автор называет молчание главным правилом Винта, не случайно. Закреплённый таким правилом обычай достался Винту "в наследство" от Виста, изобретённого в Англии в XVI веке. Согласно версии опубликованной в литературе о карточных играх, слово "вист" – это возглас "тише!" на староанглийском языке. Название игры, кстати, популярной в Англии и в наши дни, несёт в себе требование условия необходимого для самой возможности осуществления игры. Обращает на себя внимание также рекомендация ("почти обязательно"!) обсуждать допущенные во время торговли и розыгрыша ошибки. В современных Международных Законах Бриджа эта рекомендация и требование тишины пересекаются в явном виде в пункте 90В3.

^Почитать о других проблемах

^-Вернуться к Титульной странице






реклама Каталог товаров bosch купить boschs.ru.