Бриджклуб.ru

Соцреализм - жив или мёртв?

Павел Портной и коллектив авторов

наверх

     Многие российские бриджисты совсем молоды и не знают, что такое «соцреализм». А некоторые подзабыли… Напомню определение: "соцреализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленное эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества".
плакат      Но почему вдруг речь о нём заходит на бриджевом сайте, да еще и в 21–ом веке, когда странное слово «соцреализм» стало достоянием истории, а не повседневной жизни? Отвечу пытливому читателю: соцреализм глубоко запал в души наших сограждан, и искоренить его оттуда нелегко.
     Что же отличает этот стиль, почему он был так дорог советской власти, и почему большинство «шедевров» этого стиля, которые мы с отвращением учили в школе, канули в лету? Не поверите, дорогие читатели. Главная его особенность – БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ. Точнее - конфликт должен быть только между хорошим и еще лучшим. Это и есть, то к чему взывают чуть не со слезами на глазах, с надрывом и энергией (которые, будь они применены на благо бриджа, своротили бы горы) Павел Воробей и его апологеты. Нет конфликта - и форум хорош. То, что он превратился бы в доску объявлений, не страшно. Читаем: «Бриджевый фестиваль в Минске», «Футбол в Рыбинске» и т.д.
     Мечта членов Политбюро, советских министров культуры и Павла Воробья… Рабочие и колхозники, сталевары и доярки в едином порыве одобряли рассказы и повести о передовиках производства. Рядовые бриджисты и бриджистки не хотят читать Лушу и прочую подобную «антисоветчину» (читай антирозенблюмовщину и антиворобьёвщину), они хотят читать доску объявлений. Так в советское время безжалостно искоренялось любое свободомыслие.
     Еще в советское время, прочитав роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», я долго не мог понять почему же его так яростно запрещали и осуждали «трудящиеся». Я не смог там найти никаких нападок на советскую власть. И лишь спустя годы понял: соцреализм не допускает свободомыслия даже в описании явлений природы. Все должны идти в ногу, причем во всем. Вот так дорогие мои.
     Мы все выходцы той эпохи, хотим мы этого или нет. Вот мы читаем репортажи с чемпионата Европы. И что мы видим? Репортаж о матче против Норвегии: приведена всего одна сдача. Прекрасно выигранный шлем. Наверное мы выиграли этот матч? Нет, матч безнадежно проигран. Но это не вина автора, он вырос и формировался как личность в эпоху соцреализма. Он не может писать о недостатках, он просто обязан приукрашивать достоинства и ретушировать недостатки. Читаем следующую заметку: «Некоторые сдвиги, впрочем, имеются. В частности, Громов-Дубинин после серии досадных проигрышей в первых матчах, выиграли (по Батлеру) у своих оппонентов из Испании и Швейцарии, соответственно, 27 и 72 импа (последняя цифра - это пока что рекорд чемпионата).» Мог ли автор, случайно не заметить , что в первом же туре чемпионата Хельгемо-Хельнесс набрали по батлеру +89? Мог и совершенно «случайно» не заметил. Безусловно, результат Андрея и Саши в этом матче великолепен, однако вряд ли эти блестящие игроки нуждаются в такой псевдорекламе.
     В связи с этим вспоминается старый анекдот. Никита Сергеевич Хрущев и Ричард Никсон бежали на перегонки, и Никсон выиграл. Отчет в газете «Правда» звучал так. «Вчера Генеральный секретарь Н.С. Хрущев и американский президент соревновались в беге. Никита Сергеевич пришел к финишу вторым, а Никсон - предпоследним». И как всегда - ни слова лжи.
     Поэтому-то мы и не получаем репортажи в те моменты, когда трудно, когда что-то не ладится, когда нам эти репортажи особенно нужны. А получаем только рапорты в моменты «великих побед и свершений». Которые можно из года в год переписывать под копирку.
     Советские футболисты, гандболисты, бегуны - лучшие в мире. И это не имеет ничего общего с чувствами болельщика. Да, болельщик, настоящий болельщик болеет за свою команду, как бы плохо она не играла. Это - его команда, он - часть её. Но тренер и комментатор не может быть болельщиком, вернее не может быть только болельщиком, если, конечно, он не соцреалист.
     Вот и решайте, дорогие читатели, жив ли этот стиль, и хотим ли мы по-прежнему жить под его знаменами.

08.06

П. Воробей. Соцреализм по Портному
^Почитать о других проблемах

^-Вернуться к Титульной странице






реклама