Бриджклуб.ru

Играть - так играть

Александр Кельин

наверх

     Во всех игровых видах спорта ключевыми являются три фигуры, игрок, тренер и судья. И объединены они одной формулой - выигрывает команда, проигрывает тренер, а виноваты всегда судьи. Слава богу, в бридже судьи не так сильно виноваты. Все эти три фигуры, с одной стороны, объединены интересом к конкретному виду спорта, с другой стороны, имеют качественно различное отношение к игре, решают принципиально разные задачи.
     Заметные успехи наших бриджистов, достигнутые за последнее время, заставили обратить внимание на отставание нашего тренерского состава (допускаем, что он есть) от игрового. Не для всех являются очевидными роль и место тренера в бридже (ну не их вина, что своих результатов они достигли самостоятельно).
     Тренер - это человек, который должен организовать работу команды, менеджер - по новому, отсюда его права и обязанности.
     Разделим условно работу тренера на три этапа: подготовительный, соревновательный и постэтап.

Подготовительный этап

     Перед тренером ставится конкретная задача (выиграть...) и заключается контракт (давайте продвигаться к цивилизации и любить документы). Само наличие контракта помогает, как правило, избежать конфликтных ситуаций. Тренером предлагается формула отборочных соревнований, позволяющая укомплектовать команду. Проводятся отборочные соревнования. Набирается команда, проводятся тренировочные сборы. Во время сборов тренируется психологическая устойчивость и интеллектуальная выносливость, проводятся теоретические семинары, отлаживаются системы торговли, анализируется свежая информация, полученная по Интернет, формируется лицо команды, ее аура.

Соревновательный этап

     Администратор (или помощник тренера) обеспечивает "бытовые" условия:
     а) проезд (выбор времени, вида транспорта);
     б) проживание (выбор места, определение патогенных зон);
     в) питание (практически для всех: "это не проблема - я думаю головой, а не желудком". Не говоря уже о микроэлементных, витаминно-минеральных стимулирующих добавках к питанию).
     На плечи тренера ложится работа с ОК и АК, решение стратегических задач. Тренер должен "держать руку на пульсе" команды и удерживать ситуацию в целом. Играющий тренер - это анахронизм, от бедности. Тренер определяет стратегию, игроку необходимо решать тактические задачи - каждый нанимается своим делом! И без взаимопонимания, субординации не обойтись.

Постэтап

     Включает релаксацию (восстановление внутренних ресурсов организма игрока, а не просто литр белой и спать) и анализ всей проделанной работы.
     В реальной жизни деление на этапы является достаточно условным, т.к. любой постэтап перманентно переходит в подготовительный.
     Естественно, для того, чтобы тренер принимал осмысленные решения, ему необходима информация о функциональном состоянии каждого игрока - цикловой анализ физиологических и психологических характеристик на протяжении всех трех этапов (что нужно не только для игроков-женщин).
     Я думаю, что мало кто располагает статистическим анализом своих результатов в течение сессии, турнира в целом. Кто из ведущих игроков может конкретно сказать, как в течение дня, месяца меняется его интеллектуальный потенциал, с каким периодом, амплитудой? Большинство придерживается ленинского принципа: главное - ввязаться в драку, а там видно будет.
     Элементарный пример - игрок "заснул", "зевнул". Статистика показывает, что это происходит в тот момент, когда температура человеческого тела понижается примерно на один градус. Это понижение характерно для любого здорового человека и происходит не единожды за сутки. Рекомендуется на этот период дать организму отдохнуть (поспать, если можно, не вести машину). Этого состояния можно достигнуть не только в определенное время суток, а и "благодаря" перегрузкам.
     А теперь представьте себе, какую веселую реакцию вызовет пара, в конвенционной карте которой будет честно указано: с 14.30 до 15.10 торгуемся, играем не агрессивно (примерно такую же реакцию может сейчас вызвать система торговли Калбертсона). А на практике оказывается, что именно в этот период пара набирает основной багаж "нулей" за счет минианабиоза и имеет своей задачей в это время - "уползти с ковра".
     Можно, конечно, поставить организм на режим форсирования - благо, что до допинг-контроля в бридже еще далеко. Одним из реальных и популярных способов стимулирования умственной деятельности является курение. Уже через шесть секунд после первой затяжки кора головного мозга получает стимулирующую никотиновую подпитку. Другое дело. что при этом и легкие получают порцию тяжелых масел (особенно от сигарет - за счет эффекта Джоуля-Томсона), и это надо учитывать при релаксации. И не надо злоупотреблять - сел человек на "болвана", и руки машинально тянутся к сигарете, вместо того, чтобы расслабиться, сделать пальминг.
     Психологическое состояние игрока, команды требует еще большего внимания. И работа здесь должна вестись на уровне "тонкого плана". У нас в стране накоплен немалый опыт психологической подготовки шахматистов. Но практика показывает, что типы психологической атмосферы за шахматным и бриджевым столами качественно различны. У шахматиста более простая в психологическом плане задача - перед ним один большой враг. Облако психологического внимания бриджиста имеет три лепестка: два, со знаком минус, направлены к врагам и один, со знаком плюс. - к партнеру. Кроме того, в голове постоянно крутится вопрос - а что-же соорудят в другой комнате? Наличие неполноты информации за бриджевым столом повышает роль психологического противостояния.
     Отсюда и задача тренера - работа над психологической устойчивостью игроков и настрой команды перед конкретными играми А это требует глубоко индивидуального подхода. Одни и теже действия тренера могут взбодрить, встряхнуть одного игрока и поставить на грань срыва другого.
     В задачу тренера входит не просто фиксация ошибки или блестящей игры бриджиста, а определение причинно-следственной связи на основании обработки статистических данных. Исходя из чего прогнозируются и формируются возможности игрока.
     Настоящий тренер - это не тот, кто снял игрока после его ошибки, а тот, кто, оценив функциональное состояние игрока, не поставил его на игру (не дал ему возможности делать ошибки) и принял меры для восстановления члена команды.
     Бриджевый тренер не обязан на высочайшем уровне играть в бридж. Перед ним стоит другая задача -обеспечить оптимальное функционирование команды. Он ведет свою игру - против другого тренера. И есть тому подтверждением масса примеров, когда нетривиальные тренерские решения приводили к неочевидным победам. Более того, на тренера не распространяется принцип спортивности бриджа (одинаковые сдачи решают все), ему надо выигрывать с той командой, которая у него есть. И не у одного тренера крутится на языке фраза: заменить бы тебя, гада, да некем!

Как же выполнить тренерскую задачу?

     На поверку оказывается, что тренерских методов (технологий) примерно столько же, сколько религий (да простят меня верующие). Приведу три основных случая:
     разумный - вы доверяете мне, я доверяю вам, каждый делает свое дело согласно контракту (настоящая мужская работа, без хлюпанья и истерик);
     убогий-1 - диктат, есть два мнения: мое и неправильное;
     убогий-2 - я такой же серый, как и вы, давайте выкарабкиваться вместе из этого..., если надо - проголосуем.
     Мне лично больше по душе разумный вариант.
     В любом случае пришло уже время серьезно подумать о формировании тренерского корпуса, создании тренерского совета, тренерской учебе. Тем более, что в работе тренера много неочевидных вещей. Все, что сделал великий игрок, видно из протокола, даже без его комментариев - учись, пожалуйста, а что сделал тренер, как он добился таких результатов, как правило, остается за кадром.

2005

^Почитать о других проблемах

^-Вернуться к Титульной странице






реклама