РОЗЫГРЫШ - ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ МИЛЛИОНОВ БРИДЖИСТОВ
Что ни говорите, человек - это прежде всего
индивидуальность. И насколько приятно бывает наконец остаться одному и не
зависеть от причуд и чудачеств партнера, когда в твоих и только в твоих
руках дальнейшая судьба контракта. Великий бриджевый писатель Виктор Молло
в своей книге "Бридж в зверинце" писал: "Все мы жаждем оказаться в центре
внимания. Всем нам претит быть болваном, и мы относим такое положение к
случайным, а потому несправедливым эпизодам, вносящим в нашу игру хаос
беспорядка."И: "Вне всякого сомнения, партнер был "дятел". Но тем не менее
в интересах этого "дятла" было играть самому. Иначе зачем ему было
тащиться в клуб и платить за вход? Конечно, не за дурацкую привилегию быть
"болваном". У французов есть еще более точное слово le mort - покойник.
Ясно, что он приходит сюда не зарабатывать на кусок хлеба, ведь он до сих
пор жив. А если он играет для развлечения, то не стоит его удерживать от
удовольствия разыгрывать самому." Но вместе с тем
громадным наслаждением, которое доставляет розыгрыш, он имеет и оборотную
сторону - фантастическую ответственность за вашу с партнером бриджевую
семью. Миллионы таких "семей" распадаются, столкнувшись с неумением одного
из ее членов разумно распорядиться вверенными ему 26 картами. А иногда это
приводит к куда более плачевным последствиям, когда взбешенный партнер,
внимательно следивший за розыгрышем, не в силах более сдерживать свои
эмоции. Так что, если вы хотите долго играть в бридж и не подвергать свою
жизнь смертельной опасности, советуем приложить некоторые усилия для
совершенствования своего розыгрыша. В этой главе мы
дадим вам только азы розыгрыша, только то, что на первых порах поможет вам
справиться с шоком при виде 26-картного войска и тяжелой задачей извлекать
откуда-то эти чертовы взятки.
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
Прежде чем перейти к вопросам розыгрыша,
сформулируем некоторые правила, которые следуют из материала, изложенного
в предыдущих главах: - в одной сдаче разыгрываются
13 взяток - не больше и не меньше; - совершенно не
важно, из каких карт будут состоять взятки, выигранные вашей парой, - в
подсчете результата учитывается только количество взяток;
- совершенно не важно, когда вы берете взятку, в
начале сдачи или в конце, а следовательно, не нужно беречь своих козырей
до последних взяток. "Кто не отбирает козырей, тот ходит без ботинок"
(польская пословица); - не бойтесь отдать взятку
противнику, если она не приводит к вашему подсаду в контракте. При игре
3БК разница между мастером и новичком состоит в том, что новичок сначала
берет восемь взяток и потом отдает пять, а мастер сначала отдает четыре,
но потом берет девять; - не забудьте поблагодарить
партнера, выложившего на стол свои карты.
BRIDGE = ПЛАН РОЗЫГРЫША
Противник сделал первый ход, и партнер выложил
свои карты на стол. СТОП! Не надо бросать первую попавшуюся карту.
Остановитесь! Вам предстоит участвовать в сражении, а умелый полководец,
прежде чем предпринять какие-то действия, обязан выработать победный план.
Для начала вспомните о том, какого рода армией вам
предстоит управлять: сухопутной или морской, то есть козырной или
бескозырной. Справившись с этой задачей и немного поразмышляв о судьбах
мира, вы придете к выводу, что планы этих кампаний должны иметь некоторые
отличия. Поэтому отдельно рассмотрим те вопросы, на которые вы должны
будете ответить, прежде чем положить во взятку первую карту.
Для бескозырных игр нужно ответить на три следующих
вопроса: Сколько взяток у нас сверху?
То есть взяток, которые мы можем взять, положив на
стол карту в полной уверенности, что ни у кого из противников нет карты
старше нашей. Где получить взятки, недостающие для
победы в контракте? В какой последовательности
играть картами? Для козырных контрактов зададим
тоже три вопроса: Сколько взяток мы можем отдать?
Как уменьшить наши отдачи? В
какой последовательности играть картами? Ответив на
эти вопросы, вы автоматически составите план.
Просто? Кажется, да, но скажем вам по секрету: 90 процентов бриджистов
играют в первых взятках немедленно и задумываются над планом только тогда,
когда уже зачастую бывает поздно, если задумываются вообще. Написав "90
процентов", мы, наверное, несколько погорячились, включив в эту категорию
целый пласт бриджистов, думающих над каждой взяткой. То, что они думают -
это, конечно, хорошо, но совершенно очевидно, что они не задают себе перед
розыгрышем этих трех магических вопросов, а думают лишь над тем, какую
сейчас бросить карту. Играя с такими "гигантами мысли", всегда возникает
опасность заснуть, когда они погружаются в очередной транс.
Мастера бриджа перед началом розыгрыша думают
минуту-другую, а уже потом играют картами с пулеметной скоростью, только
раз или два ненадолго останавливаясь, чтобы перезарядить ленту (внести
коррективы в план розыгрыша в соответствии с появившейся в процессе
розыгрыша новой информацией).
ТРИ ВОЛШЕБНЫХ ИСТОЧНИКА ДОБЫВАНИЯ ВЗЯТОК
Естественно, таких источников далеко не три, но
на первых порах вам и этих трех будет более чем достаточно, к тому же, по
сравнению с этими реками взяток, все остальные источники представляются
едва различимыми ручейками. Первый источник - это
столь горячо любимые нами картинки, а точнее, отыгрывание взяток на
фигурные комбинации. Второй источник - отыгрывание
взяток на мелкие карты длинных мастей, то есть когда вы ходите очень
маленькими картами (говорят, фосками) и ни козырей, ни карт в этой масти у
противника нет. Фосками называют карты младше
десятки и на бриджевых диаграмах часто обозначают значком "х".
Третий источник - это так называемые козырные
убитки. Убиткой называется игра козырем при
отсутствии масти хода.
РАЗЫГРЫВАНИЕ ФИГУРНЫХ КОМБИНАЦИЙ
Вот мы наконец и добрались до изучения
тактических приемов ведения битвы. Главной силой вашего войска будут
фигуры, и поэтому очень важно научиться отдавать как можно меньше взяток
при розыгрыше фигурных комбинаций. Фигурой
называется туз, король, дама или валет. Если у вас
в масти не менее двух фигур, то возможны два случая.
Начнем с более простого, когда у вас фигуры идут
друг за другом, говорят, образуют ряд или "секвенцию" (КД, ДВ, ТКД, КДВ).
Розыгрыш такой комбинации не должен вызывать у вас особых затруднений:
ходите любой картой из ряда, и если у противника есть карты старше, они
будут выбиты, а ваши карты, оставшиеся в строю, станут старшими.
ПРИМЕР Вы имеете
комбинацию ДВ10. Последовательно сходив дамой и валетом, тем самым выбив
короля и туза противника, вы смело можете брать следующую взятку на
десятку. Немного усложним задачу и распределим ваши
фигуры между картами руки и картами болвана.
ПРИМЕР К72
ДВ3 Это тот же самый ряд КДВ,
только распределенный между вашей и дружественной вам армией партнера.
Если у вас с партнером различное число карт в
масти, то необходимо запомнить следующее правило: разыгрывая ряд, играем
сначала фигурами с короткой руки. ПРИМЕР
К7 ДВ42
Чтобы масть не заблокировалась, сначала нужно
сыграть королем, а потом дамой. В противном случае, если вы начнете с
дамы, а оппонент надобьет тузом, возникнет позиция:
К В42 Если у
вас в руке, где валет, много приемов (тузов, королей), то ничего страшного
не случится, но если прием один и противник следующим ходом его выбьет, о
взятке на валета можно будет навсегда забыть.
Приемом (приходом) называется карта, позволяющая получить взятку в
определенной руке. То же правило действует и для
розыгрыша мастей, где у вас все старшие карты.
ПРИМЕР Т102
975 Т642
853 К63
- КД6
Т1075432 Вы
разыгрываете 3БК. Для выигрыша контракта вам надо забрать все взятки в
трефе, а к картам, где расположена длинная трефа, нет ни одного приема,
кроме туза треф. И если вы до отбора короля и дамы треф сыграете тузом, то
взяток на младшие карты, которые станут старшими после выпадения у
противника В98, вам не видать, как своих ушей.
ИМПАС
Более сложный
случай розыгрыша фигурных комбинаций возникает, когда в стройных рядах
ваших фигур обнаружился разрыв. Чтобы пресечь такое безобразное поведение
личного состава, необходимо срочно вызывать комиссара по имени
импас. Этот суровый дядечка легко объяснит: если в вашем ряде фигур
есть недостающие, то вы можете попытаться не отдать на них взятки, сыграв
мелкой картой к младшей фигуре в вашем ряду. Рис.1r ПРИМЕР.
ТД W E 43 Если вы
пойдете четверкой или тройкой и на мелкую карту от Юга поставите даму, то,
если король будет лежать перед ТД (то есть у Юга), вы не отдадите взяток в
этой масти. Если же король будет за ТД (то есть у Севера), то вам так или
иначе пришлось бы отдать на него взятку, тут уж ничего не поделать, ведь
даже грамотная политическая работа не всегда приносит результат.
ПРИМЕР ТКВ
W E 4
Играя четверкой к валету, вы не отдадите взяток,
если дама будет перед вашей грозной фигурной комбинацией.
Во многих других карточных играх такой прием
называют прорезкой. Импасировать (проводить импас)
можно, естественно, не только одну фигуру.
ПРИМЕР.
ТД10 W E 743
Последовательно играя тройкой к десятке, а потом
четверкой к даме, вы не отдадите взяток в масти, если КВ будут у Юга.
Если вы решились на импас нескольких фигур,
запомните простое правило: сначала нужно импасировать младшую
карту.
ПРИМЕР
ТД10 W E
743 Если вы сыграете сначала к даме, то получите
следующую позицию:
Т10 W E 74
S
КВ Теперь, как
ни крути, противник все равно получит взятку.
ЭКСПАС
При
разыгрывании фигурных комбинаций наряду с импасом есть другой схожий и не
менее простой прием - экспас. Если у вас не хватает старшей фигуры
(например, туза), вы также должны пойти мелкой картой к своей фигуре и
взять взятку сейчас или ходом позже, если старшая фигура будет расположена
перед вашей. ПРИМЕР
К6 W E 54
Играя четверкой к королю, вы возьмете взятку, если
туз будет расположен перед королем. Сразу, если противник с тузом
пропустит; потом, если противник на вашу четверку поставит туза, а у вас
хватит сообразительности не сбросить в эту взятку короля.
При разыгрывании фигур, главное - запомнить
следующее магическое правило: отыгрывая взятки на фигуры и их комбинации,
как правило, надо ходить фосками к фигурам.
РАЗЫГРЫВАНИЕ ДЛИННЫХ МАСТЕЙ
Как разыгрывать длинные масти, полагаем, всем
ясно. Берем свою длинную масть и разыгрываем ее сверху, используя
изученные в предыдущих разделах приемы. После чего отдаем взятки на те
фигуры противника, которые не удалось проимпасировать или забрать своими
старшими картами, и получаем некоторое количество маленьких карт в масти,
которой ни у кого из противников больше нет. Такой
прием можно применять не только в бескозырной, но и в козырной игре,
только не забудьте предварительно отобрать у противников козыри. А то ваши
маленькие пехотинцы, дослужившиеся до генералов, могут погибнуть под
артиллерийским обстрелом козырных установок противника.
ПРИМЕР Контракт
4.
|
102 |
|
|
КВ9 |
|
|
85 |
|
|
ТД9874 |
|
ТК54 |
|
ДВ873 |
ТД1065 |
|
742 |
10 |
|
Т43 |
В63 |
|
К2 |
|
96 |
|
|
83 |
|
|
КДВ9762 |
|
|
105 |
|
Противник ходит тузом и маленькой трефой. Вы берете королем треф,
отбираете у вистующих козырей (они разложились 2-2) и ходите от Востока
двойкой червей, собираясь импасировать валета. Юг кладет фоску, и Cевер
надбивает вашу десятку валетом. (Увы, импас не прошел.) После чего он
выходит дамой треф, которую вы убиваете и еще раз ходите червой, теперь
уже собираясь импасировать короля. Юг снова кладет мелкую, а противный
Север надбивает вашу очаровательную даму королем. Теперь вы, взяв любой
его ответ (например, Север отвечает в бубну и вы берете тузом), ходите
тузом червей, и так как черва у противника закончилась (она лежала 3-2, а
вы ходили в нее трижды), ваши два пехотинца - шестерка и пятерка - смело
могут идти водружать победное знамя.
КОЗЫРНЫЕ УБИТКИ
Козырные убитки, одно из самых грозных оружий умелого разыгрывающего,
легко могут стать орудием самоубийства в руках новичка. Для того чтобы
этого не случилось, вам необходимо запомнить две вещи:
Приступая к розыгрышу козырного контракта всегда
нужно помнить, что делать убитки можете не только вы, но и противники.
Поэтому, по возможности, в начале партии лучше отобрать у них козырей.
Количество взяток увеличивают только убитки с той
руки, где козырей меньше. Или: убитки в руке с длинным козырем не
увеличивают количества взяток. И действительно, ведь козыри берут взятки
точно так же, как и любая другая длинная масть. И вы с таким же успехом
можете пойти с этого длинного козыря и получить на него взятку безо всякой
убитки, снося с другой руки неберущую карту.
ПРИМЕР
ТДВ32 |
|
954 |
ТД4 |
|
102 |
5 |
|
ТВ763 |
В1043 |
|
КД6 |
Вы разыгрываете
контракт 4 с руки
Запада. Север делает первый ход десяткой бубен. Попытайтесь составить
план. 1. Что вы можете отдать с руки Запада (потери
лучше считать на той руке, где длинный козырь)?
Пику, две червы и трефу. 2. Как уменьшить отдачи?
Во-первых, короля пик можно проимпасировать и, если
он у Юга, не отдать в пиках взятку. То же можно проделать с червовым
королем. Третью черву можно будет убить козырем. 3.
В какой последовательности играть? Если вы сначала
будете разбираться с пикой, то потом вам нечем будет убить черву.
Следовательно, начать нужно с импаса червей.
Десятку бубен берете тузом и ходите двойкой червей к даме. Север надбивает
даму королем и ходит в пику, все кладут по фоске и вы берете взятку
козырным валетом. Играете тузом и мелкой червой, убивая ее на столе.
Теперь пришло время пик. Ходите последней пикой со стола и ставите даму.
Ура, импас прошел, но, о ужас, Север не дал пику! Ничего страшного, ведь
еще можно отдать две взятки. Забираете туза пик и ходите от длинной
фигурной комбинации к короткой: тройкой треф к даме. Все дают по трефе.
Продолжаете королем треф, которого Север берет тузом и отвечает бубной, вы
ставите валета, и Юг надбивает королем. Вы убиваете и играете старшими
трефами. Противник кроме короля пик ничего взять не сможет. 4 ровно.
Заметьте, что убитки бубен в длинной руке взяток не
прибавляли и даже вели к поражению в контракте.
|