КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Бридж никогда бы не стал
великой игрой, если бы не была придумана предшествующая розыгрышу
торговля. Торговля, и прежде всего торговля, позволила бриджу выделиться
из всех карточных забав и засверкать на фоне всевозможных логических
игр. Увы, освоение торговли требует определенных
усилий. Если бы большинство пытавшихся научиться играть в бридж нашли в
себе силы и перешагнули через трудности в изучении торговли, то сегодня
число бриджистов намного превысило бы население
Китая. Наверняка, попробовав немного поиграть, вы
столкнулись с массой проблем: как находить контракт, чтобы козырей было
больше не у противников, а у вас? Как заказывать шлем, а не брать в
частичной игре тринадцать взяток? Как ...? и т.д. Все очень просто - надо
освоить новый иностранный язык. Язык бриджа. А кому же нынче хочется
изучать грамматику, учить новые слова? Лучше уж пойти на курсы бухучета, а
по вечерам ограничиться доброй старой пулькой. Может быть, вы и правы, а
может, прав Сомерсет Моэм: "Была бы моя воля, я сделал бы обучение детей
бриджу обязательным. В будущем это может оказаться для них весьма
полезным, ибо в бридж можно играть до тех пор, пока хватает сил сидеть за
столом и зрения для различения одной карты от другой. Когда сведены счеты
со всем прочим - спортом, любовью, карьерой, то бридж остается утешением и
развлечением". Итак, выбирайте! Если вы решились
изучать торговлю, то вперед. Если нет, то мы все равно рады, что, прочитав
предыдущие страницы, вы получили небольшое представление об одной из
лучших игр всех времен и народов. И, скажем вам по секрету, вы обязательно
вернетесь - через год, через пять или через двадцать пять лет, и
преодолеете этот чертов камень преткновения, и заговорите на бриджевом
языке.
НЕ ТАК СТРАШЕН
ЧЕРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ
Все, конечно же, не так
страшно, и мы сами не знаем, зачем так застращали вас в предыдущем
параграфе. Освоение торговли, действительно, похоже на изучение
иностранного языка, но грамматика здесь неизмеримо проще, и прилежный
ученик сможет освоить ее за один вечер. Что касается тупой зубрежки, то
она нисколько не сложнее, чем запоминание стихотворения Александра
Сергеевича Пушкина "Буря мглою небо кроет...". Как вы
уже поняли из предшествующих правил, основная задача торговли - выявить
оптимальный контракт, пришедший на вашу линию, чтобы, с одной стороны,
было не мало, а с другой - не слишком много. Такого контракта можно
достичь, только обмениваясь информацией о своей карте с
партнером.
ПРИМЕР
Север:
"Партнер, у меня есть пятерка червей и много
картинок." Юг: "Здорово, у меня тоже есть
немного картинок, и еще у меня есть три червы, то есть у нас с тобой,
партнер, не меньше восьми червей против пяти у противника. Неплохая
козырная масть, однако?" Север: "Ты знаешь, в
моих картинках много тузов и королей, а это верные взятки, и потом, у меня
еще есть четверка пик, не стоит ли нам поиграть
гейм?" Юг: "Здорово! Ставлю гейм! А для
шлемика силенок у меня, похоже, маловато." Только
разговаривать так за столом запрещено. В скупые до слез заявки 1 , 2 и т.п. вы должны вложить нормальные
человеческие слова, рассказывающие о вашей
карте. Торговля в бридже состоит из произносимых по
определенным правилам заявок, с помощью которых происходит обмен
информацией между партнерами и борьба с противником за возможность
разыгрывать контракт.
ОСНОВА ОСНОВ ИЛИ ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ
Ни для кого не секрет,
что взятки, как правило, берут карты не с изображением циферок, а
картинки. Следовательно, в обмене информацией с партнером необходимо
прежде всего сообщать о количестве и распределении по мастям этих самых
тузов, королей, дам и валетов. Данную проблему в 30-х годах с успехом
разрешил американец Милтон Уорк, придумавший волшебные пункты подсчета.
Его метод оказался настолько прост и гениален, что ничего лучшего до сих
пор не изобретено, да и вряд ли будет. Эти пункты подсчета, или очки, и
есть грамматика бриджевого языка. Переводу в очки
подлежат только четыре вида карт: тузы, короли, дамы и валеты.
Туз |
4 очка |
Король |
3 очка |
Дама |
2 очка |
Валет |
1 очко |
Эти очки ни в каких
дальнейших подсчетах не фигурируют. Основная их цель - помочь вам лучше
ориентироваться в торговле. Уяснив шкалу перевода
картинок в очки, займемся математикой: Сколько в
одной масти очков? 4+3+2+1=10 Сколько всего очков в
колоде? 10+10+10+10=40 Теперь, приняв за аксиому то,
что взятки берутся на картинки, определим, сколько в среднем очков нужно
иметь, чтобы получить взятку. Для этого 40 разделим на 13. В результате,
чтобы взять одну взятку, надо обладать тремя очками и еще
чутком. Дальнейшее видится элементарным. Если у вас с
партнером вместе 27 очков, то вы можете взять не меньше девяти взяток, а
следовательно, можно попытаться сыграть
гейм.
УРОВЕНЬ ИГРЫ.
ФУНДАМЕНТ ТОРГОВЛИ
В предыдущем параграфе мы
выявили число очков, необходимое для получения одной взятки. И, конечно
же, ошиблись. Во-первых, совершенно очевидно, что количество очков,
необходимых для этого в бескозырных и козырных контрактах, должно
отличаться: в последних за счет козырьков невысокого ранга количество
очков, естественно, уменьшается. Во-вторых, не менее важную роль, чем
онеры, играет длина мастей. И в-третьих, разыгрывающему играть все же
несколько легче, чем вистующим, так как он сразу видит все свое
войско. Мы не будем путать вас сложными
математическими подсчетами этих и других факторов, а предложим проверенную
годами таблицу очков, необходимых для выигрыша того или иного
контракта.
Игра на 1-м и 2-м уровнях |
19-23 |
Игра в масти на третьем уровне |
22-24 |
3БК |
25-28 |
Игра в масти на 4-м уровне |
24-28 |
Игра в масти на 5-м уровне |
27-30 |
Малый шлем в масти |
31-33 |
Малый шлем в БК |
33-36 |
Большой шлем в масти |
33-37 |
Большой шлем в БК |
37-40 |
Естественно,
данная таблица не является догмой, и если вам на руки придет 13 карт одной
масти, то вы легко выиграете большой шлем и с малыми очками. Но более чем
в 60 сдачах из 100 все ваши контракты будут укладываться в приведенную
выше шкалу. Данная шкала олицетворяет собой фундамент бриджевой торговли и
носит название
баланса.
КАКУЮ МАСТЬ НАЗНАЧАТЬ КОЗЫРЕМ. ФИТ
Продолжим наши
занятия арифметикой. Какую масть лучше назначать козырной? Ответ
элементарен: ту, где у вас с партнером больше карт, чем у противников.
Следовательно, 13 делим пополам и получаем, что минимально приемлемая
козырная масть должна насчитывать семь карт (естественно, на двух
игроков). Но что это за превосходство в одну карту? Может, карт у них и
меньше, зато картинок в них больше, а может, залегли все эти карты у
одного из оппонентов. Одним словом, на семи картах козырную игру, как
правило, не назначают. Пойдем дальше. Отнимем у противников одну из шести
карт и присовокупим к нашим семи. Теперь совсем другое дело. Восемь против
пяти (или лучше) считается в бридже оптимальной козырной
мастью. Если ваш партнер заявляет масть, а по вашей
предварительной договоренности это означает, что у него не менее пяти
карт, то с триплетом (три карты) в этой масти вы можете смело его
поддерживать, или, как говорят, давать (показывать) фит.
Фит - это карты, которые дополняют
количество карт партнера в какой-либо масти до восьми и больше. Фитом
также называют распределение карт в козырной масти у разыгрывающей
пары. Например, если по вашей договоренности масть
заявляется от четверки, то, чтобы дать фит, необходимо иметь не менее
четырех карт.
В ЧЕМ ИГРАТЬ?
Определив минимально приемлемую
козырную масть, осталось разобраться, когда лучше играть козырную игру, а
когда бескозырную. Для разрешения этого извечного бриджевого вопроса
придется вспомнить правила: масти делятся на две группы - миноры и мажоры
(или младшие и старшие). К минорам причислены трефы и бубны, а к мажорам -
червы и пики. За каждую взятку при игре с минорным козырем дается 20
очков, с мажорным - 30. Вывод очевиден: надо стремиться к игре в мажорах,
так как кроме того, что вы получаете больше очков, вам еще нужно взять на
взятку меньше, чтобы достичь желанной геймовой премии (4 / против 5 / ). Если с
мастями все ясно, то с бескозырными играми немного сложнее. Прямолинейный
подход здесь явно неуместен. С одной стороны, за игру в БК дается на 10
очков больше, чем в мажорах, и гейма можно достичь уже на третьем уровне.
С другой стороны, если мы посмотрим на таблицу баланса, то увидим, что
очков для игры в БК нужно поболе. Немного пошевелив извилинами, приходим к
несложному выводу: играть БК надо, когда нет восьмикартных и более мажоров
и когда нет прямой угрозы отбора противником всех взяток в какой-либо
масти. Теперь нам осталось выяснить взаимоотношение
миноров и бескозырных игр. Обращаемся к нашей знаменитой таблице баланса и
обнаруживаем, что сыграть 3БК гораздо проще, чем 5 в миноре, а
следовательно, когда противник не грозится выбрать с первого хода пять и
более взяток, правильнее играть 3БК. В заключение
отметим, что вышеперечисленные аргументы прежде всего касались геймовых
контрактов. Что касается частичек, то здесь, ввиду малого количества
очков, лучше играть козырной контракт на минимальном уровне в сфитованной
масти, а если такой масти нет, то в БК. В какой масти играть на шлемовом
уровне, не имеет большого значения - важно только, чтобы контракт можно
было выиграть. Здесь, как говорится, не до жиру, быть бы
живу.
КОГДА ПАСОВАТЬ, А КОГДА ДЕЛАТЬ З.З
Вот мы наконец и подошли к
началу бриджевого разговора. Вы открыли карты, разложили их по мастям
(такая маленькая хитрость облегчит вам подсчет взяток и очков, а чтобы
лучше отличать масти, рекомендуем чередовать черные с красными) и
сосчитали очки. Ваша очередь открывать
торговлю. Каждая сдача в бридже как новый день. День,
который вы можете встречать совершенно по-разному: буркнув всем "здорово"
или, приветливо улыбнувшись, сказать "доброе утро", церемонно раскланяться
или, перепутав утро с ночью, пожелать всем доброго вечера. Единственное,
что вы не можете делать, это молчать. Если вы не пророните ни слова, игра
может застопориться. Самое частое приветствие,
которое вам придется произносить, это "ПАС". Так радовать окружающих
следует всегда, когда к вам пришла карта, насчитывающая одиннадцать и
менее очков. Следовательно, делать З.З. полагается, обладая двенадцатью и
более очками. Докажем это арифметически. В среднем,
каждому игроку должно приходить 10 очков (40:4). И если это произошло в
действительности, перевеса нет ни у вас, ни у противников, а
следовательно, с 10 очками ловить особенно нечего. Ввязываться в бой имеет
смысл хотя бы с каким-то запасом в силе, то есть претендуя как минимум на
четыре взятки (3+3+3+4=13). Этого можно достичь, только обладая
двенадцатью очками (4 умножить на 3 равняется 12, см. "Основа основ" плюс
учебник арифметики). То есть, иметь одиннадцать очков хорошо, но все же
недостаточно. Если вы решили открыться, надо
определить, какую именно заявку следует делать. И вот здесь уже вступает в
силу система торговли, исполняемая вашей парой.
СИСТЕМЫ
ТОРГОВЛИ
Системы торговли - это
многочисленные диалекты бриджевого языка. В бридже таких диалектов
тысячи. Стоп, стоп, стоп, не бросайте книгу - вам совершенно необязательно
учить все эти диалекты: чтобы хорошо играть и выигрывать, вполне
достаточно знать только одну систему торговли. К тому же, большинство
систем торговли отличаются лишь несущественными нюансами вроде того, что в
Москве акают, а на Волге окают. Более того, каждый бриджист сочетает в
себе не только игрока, но и переводчика своей системы на доступный всем
язык. В любой момент вы можете спросить противника, что означает заявка,
сделанная его партнером. И он обязан, как на исповеди, сообщить вам все,
что ему известно о карте партнера: диапазон очков по системе Милтона
Уорка, распределение и длину мастей.
ПРИМЕР. Противник справа от вас
говорит 1 . Теперь, когда
наступит ваша очередь делать заявку, вы можете спросить у левого
оппонента, что означала заявка его партнера. Типовыми ответами в таких
случаях (в зависимости от системы торговли ваших противников) будут: "У
моего партнера 12-15 очков и от пятерки пик" или "У моего партнера 12-18
очков и от четверки пик". В свою очередь, вы также
обязаны объяснять противникам заявки своего партнера в соответствии с
вашей системой. (Если спросят, конечно.)
Простейшая система торговли для
преферансистов
Каждый игрок, прежде чем
сделать заявку, считает взятки в своей руке. Это делается следующим
образом: Тхх - 1 взятка (х - мелкие карты) ТКх - 2 взятки ТКД
- 3 взятки и т.д. ТДх - 1,5 взятки ТДВ - 2,5 взятки и т.д. Кхх -
0,5 взятки КДх - 1 взятка КДВ - 2 взятки и т.д. ДВ10 - 1
взятка кроме
того, взяткой считается каждая карта в длинной, не менее чем в
пятикартной, масти, начиная с четвёртой. Например: Тхххх КДх Кх ДВ10 Такой набор
карт в руке (говорят просто - рука) содержит 5,5 взяток - 3,5 за фигуры и
2 за четвёртую и пятую пику. После подсчёта своих взяток, игрок прибавляет
две потенциальные взятки партнёра и объявляет уровень игры в масти, если
есть пятикартная и длиннее масть, или без козыря. Партнёр знает, что у
него считают две взятки и если имеет больше, поднимает соответственно
уровень игры:
N |
S |
ххх |
хх |
ТКхххх |
Дххх |
Кх |
Тхх |
КД |
Тххх |
Север имеет 6,5 взяток
(3,5 за фигуры и 3 за длинную черву. Прибавив 2 возможные взятки партнёра,
он может рассчитывать на 8,5 взяток, если козырем будет черва, то есть он
должен заявить "2 червы" или "3 червы". Давайте будем оптимистами, и если
у нас получается дробное число, то округлим в большую сторону. Итак, Север
заявил 3 червы. Теперь очередь Юга. У него 2 взятки за фигуры и ещё одна
за четвертую черву в согласованной (сфитованной) масти, т.к. Юг знает, что
у Севера не менее пяти червей по открытию, то есть на линии не менее 9
карт червовой масти. После диагностирования фита, Юг имеет возможность
прибавить взятки за, так называемые, раскладные ценности - три взятки за
ренонс (отсутствие карт какой - либо масти), две взятки за синглет (одна
карта в масти) и одну взятку за дублет (две карты в масти). В нашем
примере у Юга есть дублет в пике, то есть ещё одна взятка, а всего четыре
взятки. Он знает, что партнёр считал ему две взятки, то есть, имеет право
поднять контракт 3 червы до 5 червей. Однако контракт 5 червей ничем не
лучше контракта 4 червы, т.к. 4 червы это уже гейм, а 5 червей ещё не
шлем. Шлемы это игра на 6 и 7 уровнях. Таким образом, Юг должен заявить "4
червы" и ожидать, что партнёр возьмёт в этом контракте лишнюю взятку.
Если у вас две
пятикарточные масти, то заявлять сначала лучше старшую из них. Любое
повторение масти в торговле удлиняет её на одну, и если найден фит в черве
или пике, то другого фита искать не надо.
|