Бриджклуб.ru

Вист

Викентий Абрамян, Дмитрий Шипилов

к странице Учеба

ВИСТ - ДУША БРИДЖЕВОЙ ПАРТИИ

    Вот мы и подошли к самому захватывающему, сложному и взрывоопасному элементу бриджевой партии - висту.
    Вист, в сравнении с торговлей и розыгрышем, таит в себе в тысячу раз более серьезную опасность для вашего бриджевого благополучия. Если вы сморозили какую-нибудь глупость в торговле, то у вашего партнера будет время в процессе розыгрыша или виста немного успокоиться и уже гораздо мягче высказать свои претензии. Если вы ошиблись в розыгрыше, то партнер тоже будет не столь суров: разыгрывал не он, и теперь всем ясно, кто есть кто в вашей паре. На висте все иначе: вы представляете с партнером единый мозг (только каждый заведует своим полушарием), и каждая ваша ошибка причиняет партнеру невыносимую боль. Все его старания могут пойти насмарку из-за единственного вашего неверного шага. Вот что пишет о проблемах виста знаменитый польский бриджист Кшиштоф Мартенс в своей книге "Школа виста":
    "Защита является наименее приятным элементом бриджа. Это обстоятельство - следствие того печального факта, что большинство игроков вистуют плохо. А поскольку нетерпимость к недостаткам собственного интеллекта, в отличие от снисходительности или даже симпатии к физическим порокам, является свойством человеческой натуры, то понятна неприязнь к игре в защите, демонстрирующая эти недостатки на любом уровне бриджевого развития.
    Конечно, хорошие игроки вистуют лучше, чем плохие, но почти всегда уровень защиты несколько уступает умению разыгрывать или торговаться. Вследствие этого сдачи, в которых приходится защищаться, почти всегда вызывают раздражение. Если, по иронии судьбы, в матче приходится все время сидеть со слабой картой, в турнире чаще защищаться, чем разыгрывать, а в роббере лучшая карта достается оппонентам, то, элементарно ошибаясь в защите, мы склонны (хотя бы в душе) сетовать на недостаток счастья и нетерпеливо ждать хорошей карты."
    Все это, конечно, так, но с другой стороны, ни от одного из компонентов бриджевой партии нельзя получить такого удовольствия, как от хорошего виста. Виста, когда вы с партнером понимаете друг друга "с полукарты" и сажаете противника в железобетонном контракте. Одним словом, вист - это радость и боль бриджевой сдачи.

КАК ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ
    Попробуем вновь обратиться к помощи знаменитых бриджистов.
    Хью Келси: "Высокий уровень защиты достижим лишь при использовании ясного, простого по форме логического мышления".
    Кшиштоф Мартенс: "Для нахождения успешной защиты значительно более важным и полезным компонентом является не столько сила карты, сколько приобретенный навык.
    Эффективная защита не требует исключительных знаний или чрезмерного искусства.
    Ошибки, совершаемые в защите, обычно очень просты и чаще всего вызваны ленью посчитать до 40 очков, тринадцати карт или взяток. Столь же частой причиной недоразумений в защите является неумение делать выводы из торговли и действий разыгрывающего.
    Счет и умение делать выводы являются основными компонентами анализа в защите. Анализ является основным инструментом логики.
    Чем больше мы упражняемся, тем глубже работает мысль в нужном направлении и тем выше уровень, с которого начинается умственная работа в конкретной сдаче.
    По сравнению с торговлей или розыгрышем, проблемы обороны менее очевидны, техника менее пригодна, а рутина наиболее пагубна."
    Итак, ключевым аспектом виста является логическое мышление. Ну с этим, дорогие читатели, мы уверены, у вас все в порядке, поэтому в последующих разделах главы попробуем ознакомить вас с теми необходимыми техническим знаниями, без которых вам будет невозможно добывать информацию о невидимых вам картах.

НЕ ТОЛЬКО СЛЫШУ, НО И ВИЖУ
    Передачу информации о своей карте в торговле мы уже успешно освоили. А как передавать информацию на висте, ведь правилами строго запрещены какие-либо разговоры во время игры? Нет ничего проще: никто же не запрещает нам смотреть...
    Неужели нас будут учить маякам? (Маяк - (шул.-блат.) условный сигнал, тайная передача информации при помощи условных знаков. Д.Лесной, Энциклопедия "Игорный дом") Неужели в бридже узаконены шулерские приемы? Что за игра такая: то стукачами пытаются сделать, то жуликами - все, хватит.
    Остановитесь, остановитесь, дорогие читатели! Ни о каких маяках и речи быть не может, в бридже они строго запрещены. Любителей давать маяки дисквалифицируют столь же быстро, как и любителей допинга в играх, требующих участия мускульной силы. Речь идет о передаче информации с помощью различной последовательности игры картами. Например: вы снесли в масти сначала большую карту, а потом маленькую, это значит, что у вас в данной масти четное количество карт. Или: вы пошли дамой - это значит, что у вас есть еще валет или дама была синглетной (синглет - одна карта в масти), либо второй. Подобные соглашения называются системой виста. По сути, это еще один иностранный язык. Только он в сотни раз проще, чем изучавшаяся нами ранее торговля. Не применяя никакой системы, невозможно хорошо вистовать. Во время розыгрыша (точно так же, как и в торговле, когда вы объясняете значения заявки партнера) в ваши обязаности входит отвечать на вопросы противников о применяемой вашей парой системе виста.
    Самым распространенным в мире является "прямой вист". И наше знакомство с разумной игрой в защите начнется с его освоения.

ПЕРВЫЙ XOД В МАСТЬ
    Вы выиграли взятку или же вам предстоит сделать первый ход в сдаче. Вы уже выбрали масть для хода и собираетесь ходить. СТОП! От того, какой картой вы сейчас выйдете, во многом будет зависеть, какую информацию о вашей карте получит партнер.
    Ecли вы делаете xoд в некоторую масть (a paнее в эту масть еще никто не xoдил), то конкретную карту xoда вы должны выбирать в cooтветствии co следующими coглашениями.
    - Если в масти, выбранной вами для хода, есть онер (ТКДВ10), то:
    из ряда ходим старшим онером, за исключением комбинации ТК (имея ТК, ходим королем).
    ПРИМЕР
    (карта хода взята в скобки)
    (К)ДВ; (Д)В; Т(В)10; Т(В)109; К(10)98; Т(К)Д2.
    ПРИМЕР
    Партнер выходит дамой, а затем продолжает королем в этой же масти. Что это означает? Ведь нормально он должен был бы сначала сыграть королем. По-видимому, этим он хочет обратить ваше внимание на необычное расположение карт в этой масти: "У меня было всего две карты, и теперь я готов при случае убить эту масть козырем".
    из масти c фигурой (или фигурами) без ряда - малой фоской (исключение - вторая фигура).
    ПРИМЕР
    Из К73 - тройкой, из ТВ74 - четверкой.

Д95
N
К72 W E Т(В)43
S
1086

Если на двойку Запада Север положит пятерку, Восток может спокойно положить валета, зная, что король у Запада.
    при второй фигуре ходим старшей.
    ПРИМЕР. (К)3; (Д)6; (Т)В; (В)2.
    при четырех и более картах в масти хода необходимо выходить четвертой картой по старшинству.
    ПРИМЕР Т87(3); ТВ7(5).
    Это делается для того, чтобы можно было применить правило одиннадцати:
    Партнер, вычтя из числа 11 номинал фоски выхода, получает суммарное количество карт старше фоски выхода - на столе, в своей руке и руке разыгрывающего. Поскольку стол и свою руку он видит, то легко узнает сколько старших карт у разыгрывающего.
    ПРИМЕР
Д75
N
6 W E К104
S
 

    Запад атакует шестеркой, Север кладет пятерку. Применяем правило одинадцати: 11 - 6 = 5. Король и десятка у Востока, дама и семерка на столе, т.е. у Юга лишь одна карта старше шестерки. В бескозырном контракте Восток должен положить десятку, так как:
    а) если у Юга туз, то Восток потом перебьет даму стола королем;
    б) если у Юга валет, то он все равно получит взятку в этой масти;
    в) если у Юга 8 или 9, то десятка возьмет взятку.
    ПРИМЕР
    ТДВ65
    943
    КВ3
    108
    N    43
    E    ДВ6
            65
            В9753
    Юг разыгрывает 5 Запад атаковал пятеркой червей, от Севера - фоска. Восток положил валета, которого разыгрывающий перебил тузом, после чего дважды откозырял, и у Запада упала дама. Затем он пошел десяткой пик с руки и провел неудачный импас. Восток взял королем, отобрал даму червей. При этом у Юга выпала десятка червей. Куда теперь пойти, в черву или трефу? Если Запад на даму червей дал 2-ку, то у него было пять червей, и у Юга больше червей нет, следовательно, надо ходить в трефу: вдруг у Запада туз треф? Если же Запад на даму червей дал 7-ку, то у него было четыре червы, и у Юга осталась двойка. Значит, нужно выйти с червы.
    - Если в масти, выбранной вами для хода, одни фоски (то есть нет карты старше десятки), следует ходить:
    из дублета (две карты) - старшей картой;
    ПРИМЕР
КВ7(5)
N
(8) W E ТД92
S
 

    Запад вышел восьмеркой червей в пиковом контракте. Со стола была положена пятерка. Восток может положить даму, выйти с туза и, если Запад даст фоску ниже восьмерки, сходить в третий раз на убитку.
    из триплета (три карты) - cpeдней фоской (в дальнейшей игре следует сыграть старшей фоской, тогда ваш партнер, ecли он заметит последовательность ваших xoдов, будет знать количество и качество ваших карт в данной масти);
    из четырех и более фосок - второй сверху (в дальнейшем самую малую).

ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
    Ваш партнер сделал ход в масть, где у вас есть ряд (например, ДВ), и вы собираетесь поставить во взятку одну из карт ряда. Ни в коем случае не бросайте первую попавшуюся карту! В соответствии с системой прямого виста карту противника следует надбивать МЛАДШЕЙ картой из ряда.
    ПРИМЕР
    Если карту, которой вы вышли, партнер надбивает валетом, а разыгрывающий - королем, то вы знаете, что у вашего партнера нет десятки, но, возможно, есть дама.
    ПРИМЕР
  743    
    N    
К965 W   E ДВ82
    S    
    Т10    

После хода Запада пятеркой, на тройку Севера Восток должен положить валета (а не даму). После этого Запад будет знать, что дама у Востока (т.к валет был перебит тузом, а не дамой).
    ПРИМЕР
652
N
К984 W E Д108 ДВ82
S
ТВ3

Запад ходит четверкой, и даму от Востока разыгрывающий перебивает тузом. Теперь Запад, зная, что валет у Юга (иначе Восток должен был положить валета, а не даму), не будет ходить в эту масть, чтобы не наиграть лишнюю взятку, а дождется прорезки от Востока.

СИГНАЛЫ НА ВИСТЕ
    Ваш партнер (или оппонент) сделал xoд в некоторую масть, и пришла ваша очередь класть карту в масть xoда. Ecли в данной взятке вы не будете бороться за ee выигрыш (например, партнер пошел тузом, или оппонент перебил карту партнера своим валетом, a у вас нет карты, которая могла бы перебить этого валета), то вы снесете какую-то фоску в масти xoда. Так вот, величина (достоинство) карты сноса может быть сигналом. При этом для выполнения сигнала вы не должны использовать карту, которая (c вашей точки зрения) могла бы в будущем бороться за взятку. Сигналя что-то, нужно иметь в виду следующее требование:
    сигнал не должен привести к потере взятки
    (текущей или последующей).
    Сигнал может передаваться как игрой одной картой, так и последовательностью карт в нескольких взятках.
    В предлагаемой вам системе виста применяются следующие сигналы: качественный, количественный, лавинталь (по имени автора). Все эти сигналы чрезвычайно просты, но если на первых порах вы иногда будете забывать о них или путаться, то не расстраивайтесь: чем чаще вы будете ошибаться и выпускать контракты, тем быстрее запомните, когда и как нужно давать сигналы.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СИГНАЛ
    Ecли ваш партнер сделал первый xoд в новую масть (в которую еще никто в этой сдаче не xoдил), и вы не боретесь за текущую взятку, то:
    - снос caмой высокой из имеющихся у вас фосок означает, что вы поощряете продолжение ходов в эту масть. То ecть либо у вас есть какие-то ценности в масти xoда (например, партнер пошел королем, a у вас ecть дама, и вы бы xoтели, чтобы ваш партнер отобрал туза и пошел в эту масть третий paз), либо вы не видите ничего хорошего, если партнер переключится на другую масть.
    - снос маленькой фоски означает, что у вас нет никаких ценностей в масти xoда. И вы хотели бы, чтобы партнер сменил масть xoда.
    Такой качественный сигнал называется прямым.
    Кроме того, ecть еще одно дополнительное coглашение: снос внешне бесполезного онера (не участвующего в борьбе за взятку) показывает, что у вас есть еще как минимум один онер, идущий по старшинству сразу за сносимой картой.
    ПРИМЕР
ТД3
1063
104
ДВ65
1076 54
Т854 ДВ92
ТК82 ДВ97
109 872
КВ982
К7
653
К43

4 Запад атаковал королем бубен. Восток снес даму и после хода фоской от Запада взял на валета, а затем ходом с дамы червей прорезал короля Юга. По-другому посадить контракт было нельзя.
    В козырном контракте иногда бывает полезно, даже имея ценность в масти хода, запретить (положить маленькую карту, тем самым показывая, что вы не хотите продолжения ходов в эту масть), с тем, чтобы партнер пошел в другую масть.
    Запад делает первый ход королем червей. Если Восток поощрит черву, ничего интересного не произойдет. Зато если он запретит ходить в нее, то есть шанс, что Запад пойдет в пику, прорезая короля. Следовательно, Востоку будет правильно положить в эту взятку двойку червей.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СИГНАЛ
    Чаще всего количественный сигнал дается в масти, в которую ходит разыгрывающий, когда партнеру важно знать количество ваших карт в этой масти.
    - снос сначала высокой, a затем малой фоски покажет ЧЕТНОЕ количество карт в масти xoда.
    - снос сначала малой, a затем высокой фоски покажет НЕЧЕТНОЕ количество карт в масти xoда.
    Такой количественный сигнал называется прямым.
    ПРИМЕР
КДВ109
ххх
ххх
хх
864 Т32
ДВхх 10хх
хх К10хх
Вххх Д109
75
ТКх
ТДВх
ТКхх

Юг разыгрывает 3БК. И при пиковом ходе Запад обязан просигналить количество. Так как, если у него три пики, то у разыгрывающего - две, и тузом надо бить вторую; если же у Запада две пики, то надо бить только третью пику. В нашем примере, на первый ход в пику Запад должен положить четверку, показывая три карты в масти.

ВОЗВРАТНЫЙ ЛАВИНТАЛЬ
    Возможна ситуация, когда вы делаете xoд в такую масть, o которой уже известно (из предыдущих взяток или торговли), что взятку получит ваш партнер (например, убьет козырем). Тогда величина карты xoда покажет вашему партнеру, в какую из двух ocтавшихся мастей (кроме козырной масти и caмой масти xoда) вы просите его возвратить вам xoд:
    ecли вы выходите старшей картой, то это просьба сделать следующий ход в старшую из ocтавшихся мастей, a ecли вы выходите малой картой - то в младшую.
    Такой сигнал называется возвратным лавинталем.
    ПРИМЕР
КДВ3
Т108
В109
В109
Т10964 -
42 97
Т32 87654
864 КД7532
8752
КДВ653
КД
Т

Контракт 4. Вы атакуете тузом пик, и партнер сносит трефу. Вы продолжаете пиковой десяткой. Партнер убивает и ходит в бубну. Ваш ход десяткой был лавинталем в старшую масть (трефового туза вы показали бы пиковой четверкой). Вы берете тузом и ходите третий раз в пику, партнер убивает, сажая контракт без одной.
    ПРИМЕР
    Вы вистуете против 3БК, имея следующие карты:
Тхх
КВхх
хх
КДВх
КДВ10х ххх
Тххх 10х
хх Тххх
хх хххх
хх
10хх
КДВ109
Тхх

    Первый ход вы сделали королем пик. На столе оказался третий туз. Разыгрывающий положил фоску. Ваш следующий ход с дамы пик он также пропустил, после чего на столе остался синглетный туз. Теперь ход валетом пик покажет прием в черве (если бы вы пошли фоской - в трефе). И партнер, взяв взятку на туза бубен, должен будет пойти червой.

ЛАВИНТАЛЬ
    Достаточно часто возникает ситуация, когда оппонент (или партнер) делает xoд в масть, которой у вас уже нет, a козырь класть вы не xoтите (например, потому что данную взятку выигрывает ваш партнер), или у вас просто нет козырей, или играется бескозырной контракт. В таком случае вы должны снести какую-либо карту в одной из ocтавшихся мастей. Возникшая ситуация является исходной для лавинталя:
    - снос крупной фоски является сигналом в старшую из двух ocтавшихся (кроме масти xoда и масти сноса) мастей;
    - снос малой фоски ничего не значит либо показывает ценности в младшей масти из двух оставшихся.
    ПРИМЕР
ТКД54
КВ
КВ
9532
73 106
864 ТД10932
74 9832
ТКД1084 В
В982
75
ТД1065
76

Контракт 4.Запад атакует королем и продолжает тузом треф, на которого Восток сносит девятку бубен, сигнализируя силу в черве. Теперь Западу не нужно гадать, и он смело может переключаться на черву, единственными ходами сажая контракт. Если бы у Востока была сила в бубне, нужно было бы снести мелкую черву, и партнер вместо червы вышел бы в бубну.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРЕ В ЗАЩИТЕ
    В двух следующих разделах мы ограничимся краткими советами, как лучше поступать на висте в часто встречающихся ситуациях.

ПЕРВЫЕ ХОДЫ
    "Защитные действия в каждой сдаче начинаются с первого хода. Начать - дело нелегкое, - об этом осведомлен каждый, кому хотя бы раз в жизни приходилось делать первый ход. Число контрактов, выпускаемых в мире в течение года первым ходом, составляет около 720 миллионов.
    Независимо от величины ставки и употребляемой валюты, эта проблема оказывает существенное влияние на вторичный раздел народного дохода многих стран, поэтому стоит затратить определенные усилия, чтобы при этом вторичном разделе понести возможно меньший ущерб.
    На последующих стадиях защиты мы будем располагать дополнительной информацией - видом стола, сносами партнера и разыгрывающего, концепцией розыгрыша, выбранной разыгрывающим. При выборе первого хода можно опираться лишь на гипотезы, сформулированные анализом торговли и своей руки - ее сильных и слабых сторон." К.Мартенс
    В первую очередь, о чем следует думать при выборе первого хода, это козырной или бескозырный контракт играют противники.
    В обоих случаях хорошими ходами могут быть:
    выход в масть партнера, заявленную в торговле;
    выход в свою плотную масть, возглавляемую фигурным рядом не менее чем из трех карт, например, КДВ или ТКД;
    в масть, заявленную в торговле болваном.
    И, как правило, плохим будет ход в масть, заявленную разыгрывающим.
    На этом совпадения заканчиваются.
    Против БК-контрактов рекомендуется ходить:
    в свою самую длинную масть, если она не заявлялась в торговле противником;
    в незаявленные противником масти.
    Против козырных контрактов хороши ходы:
    с синглетов (одна карта в масти);
    с дублетов (две карты в масти);
    не следует избегать козырных ходов, если у вас в этой масти нет фигур.
    Против козырных контрактов не рекомендуется ходить из-под фигур и, особенно, тузов.

ПО ХОДУ ИГРЫ
    Здесь следует запомнить всего несколько правил:
    если вы играете во взятку вторым (на второй руке), старайтесь не играть крупной картой, ведь у вашего партнера еще будет возможность поучаствовать в борьбе за взятку;
    на третьей руке старайтесь бить так сильно, как только возможно; (Только помните, что это относится к игре картами, иначе вам скоро будет непросто найти партнеров на роббер.)
    фигуру противника старайтесь надбивать своей фигурой.
    ПРИМЕР

Д52
N
1097 W E К863
S
ТВ5

Если на даму, сыгранную разыгрывающим со стола, вы не поставите короля, то разыгрывающий возьмет три взятки в этой масти. В противном случае, третья взятка достанется десятке партнера.

^Вернуться к странице "Учеба"

^-Вернуться к Титульной странице