Ричард Павличек:Основы бриджа

Урок 1


Введение

Контракт-бриджем увлекаются десятки миллионов людей во всем мире - более, чем любой другой карточной игрой. В обществе он считается настоящей карточной игрой. Играя ли иногда с друзьями или регулярно в клубах и турнирах - люди находят в бридже увлекательный спорт и замечательный досуг.

Краткая история

Более 400 лет назад в Англии был изобретен вист. В 1896 он трансформировался в бридж-вист, затем в 1904 в окшн-бридж. В 1925 Гарольд Вандербильт (из финансовой династии, с которой сражалась Эллочка Щукина - прим. пер.) изобретательно переработал систему записи и положил начало контракт-бриджу, каким мы знаем его теперь.

Ранние формы игры все еще имеют немногочисленных последователей, но примерно с 1930 контракт-бридж стал самым популярным. Фактически, когда теперь говорят о бридже, имеют в виду контракт-бридж. Это самая замечательная карточная игра из когда-либо изобретенных.

Почему бридж популярен?

Популярностью бридж обязан нескольким факторам: (1) Это идеальная игра для развлечения гостей, особенно когда две пары собираются провести вечер вместе. (2) Игра легко применима для всех больших мероприятий, как-то карточных вечеринок, бридж-клубов или даже бридж-турниров для серьезных игроков. (3) Это прекрасный способ встречать людей и приобретать новых друзей - бриджист может найти соратников почти повсюду в мире. (4) Сама игра настолько интригующа - спросите кого-нибудь о его последнем вечере с бриджем, и он наверняка захочет обсудить немало удивительных раскладов.


Основные понятия

Количество игроков

Играют четверо: пара против пары. Участвовать в игре могут и пять или шесть игроков, но лишь четыре - одновременно.

Карты

Используется стандартная колода из 52 карт. На столе обычно две колоды с хорошо отличающимися рубашками. Пока одна раздается, другая тасуется партнером раздающего и откладывается в сторону для следующей раздачи.

Старшинство мастей

В торговле масти различаются по старшинству: пики (самая старшая), черви, бубны, трефы. Масти часто изображаются символами: S, H, D, C. Самые важные масти: черви и пики. По бриджевой терминологии:

Черви и пики - старшие масти (мажоры). Трефы и бубны - младшие масти (миноры).

Примечание: при розыгрыше уже нет различий по старшинству (все масти равноценны), если только не названа козырная масть - тогда она старше остальных трех.

Старшинство карт

Порядок карт в каждой масти: туз (самый старший), король, дама, валет, далее от десятки до двойки (самая младшая). Точный порядок, используя общепринятые сокращения: A, K, Q, J, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2.
(Сохраним английские обозначения, т.к. такими картами играют и у нас - Прим. перев.)

Определение партнеров

Если только пары не составлены заранее по соглашению, то обычно игроки тянут по карте из колоды. Два игрока, вытянувшие старшие карты, будут партнерами против двух других, а игрок, вытянувший самую старшую карту, будет раздавать. В случае равенства карт (например, два туза) - определяет старшинство масти.

Если в игре участвует более четырех человек, то игроки, вытянувшие самые младшие карты, будут в первом туре выходными.

Тасование

Игрок слева от раздающего тасует колоду и кладет слева от раздающего. Раздающий может потасовать еще, если желает, затем кладет колоду справа от себя для снятия.

Снятие

Игрок справа от раздающего должен снять часть колоды (не менее четырех и не более 48 карт) и положить рядом ближе к раздающему. Раздающий затем завершает процесс снятия.

Раздача

Вся колода из 52 карт раздается лицевой стороной вниз, карта по карте, в направлении часовой стрелки, начиная с игрока слева от раздающего. Игроки не должны поднимать или трогать свои карты, пока раздача не будет завершена. Затем каждый игрок поднимает свои 13 карт.

Очередность действий

Очередность всех действий в бридже - в направлении часовой стрелки. Такова очередность раздач, очередность назначений, очередность игры картами.


Торговля

Назначения

Осмотрев свои карты, все игроки поочередно , начиная с раздающего, должны сделать назначения. Назначения - это пас, заявка, контра или реконтра. Объясним по порядку.

Пас

Если игрок не желает в свою очередь делать заявку, контру или реконтру, он должен сказать слово "пас." Другие слова неприемлемы. Не положено говорить "Пасую" или что-то еще.

Если все игроки спасуют в их первую очередь, раздача аннулируется. Карты складываются, тасуются и пересдаются тем же игроком.

Заявки

Заявка - это обязательство взять определенное число взяток при определенном козыре (или без козыря).

Каждая заявка должна содержать число от 1 до 7, означающее количество взяток сверх шести, которые игрок обязуется взять. Каждая заявка должна указывать масть (пики, черви, бубны или трефы), которая будет козырной, или без козыря - если игрок хочет играть без козырей.

Например, заявка 1 трефа - обязательство взять 7 взяток (6+1) при козыре трефы. Заявка 4 пики - обязательство взять 10 взяток (6+4) при козыре пики. Заявка 3 без козыря - обязательство взять 9 взяток (6+3) при игре без козырей.

Каждая последующая заявка должна называть большее число, чем предыдущая, либо то же число - но более старшую масть (или без козыря). Без козыря в торговле является самым старшим, следует после пик. Есть 35 возможных заявок - от 1 трефа (наинизшая) до 7 без козыря (наивысшая). Заявок выше 7 в бридже нет, ведь 8 обещало бы выигрыш 14 взяток - что невозможно, т.к. лишь 13 взяток будет разыгрываться.

Например, если первой заявкой была 1 пика, следующей заявкой любого игрока может быть 1 без козыря или 2 и более в любой масти или без козыря. Никто не может заявить 1 трефа, 1 бубна или 1 черва. Торговля не идет в обратном направлении.

Делая заявку, следует называть только число и масть (без козыря). Не добавляйте никаких слов или фраз. Украшательства вроде "скажу-ка я 1 черву" или "попробуем 4 пики" неправильны и неэтичны. Учитесь с самого начала играть корректно!

Контра и реконтра

Любой игрок, в свою очередь, может контрить последнюю из предыдущих заявок, если она сделана соперником. Последствием контры будет увеличение записи, если заявка станет окончательным контрактом. (О ведении записи пока не беспокойтесь.)

Любой игрок, в свою очередь, может ответить реконтрой, но только если последняя из заявок была сделана его парой и законтрена противником. Последствием реконтры будет еще большее увеличение записи.

Надлежит использовать одно единственное слово. Игрок должен своим обычным тоном сказать "контра" или "реконтра". Другие слова или интонации - неправильны и неэтичны.

После контры или реконтры любой игрок может сделать новую заявку, но конечно она должна быть выше предыдущей. И тогда все предшествующие контры и реконтры отменяются.

Повторение торговли

Любой игрок, в свою очередь, может попросить повторить торговлю. Ответить должен один оппонентов - простым перечислением всех предыдущих назначений.

Старайтесь быть внимательными во время торговли. чтобы не приходилось часто просить о ее повторении.

Контракт

Когда после какой-то заявки, контры или реконтры наступит три последовательных паса - торговля заканчивается. Последняя заявка становится контрактом. Если в контракте указана масть, все карты этой масти становятся козырными. Если в контракте сказано "без козыря" - игра будет без козырей.

Разыгрывающий

Игрок, первым в своей паре назвавший масть (или без козыря) контракта, становится разыгрывающим. Например Вы называете 3 без козыря (и это становится контрактом), но партнер перед этим называл 1 без козыря, поэтому партнер будет разыгрывающим.

Партнер разыгрывающего будет "на столе". Два других игрока - защитники.


Розыгрыш

Игра картами

Сыграть картой значит взять карту из руки и положить ее лицом кверху посреди стола. Четыре сыгранных таким образом карты, по одной от каждого игрока в направлении часовой стрелки, составляют взятку.

Первая карта в каждой взятке называется ход. Защитник, что слева от разыгрывающего, делает ход в первой взятке в каждой из раздач. Это называется первый ход или атака.

Ход можно делать любой картой из своей руки. Три других игрока затем должны по возможности доложить в масть, т.е. должны сыграть картой той же масти. Не имея карты масти хода, игрок может играть любой другой картой.

Стол

Как только сделан первый ход, партнер разыгрывающего выкладывает все свои карты перед собой открытыми, уложенными аккуратно в колонки по мастям. Если есть козырная масть, она должна лежать первой справа от него. Или слева - если смотреть от разыгрывающего. Эти карты будем называть стол

Открывший карты игрок выбывает из розыгрыша. Разыгрывающий будет играть за двоих - за себя и за партнера - однако за каждого в свою очередь. Все четыре игрока должны следить, чтобы разыгрывающий играл правильно, т.е. докладывал в масть.

Разыгрывающего можно предостерегать от неверной игры. Например, если при ходе в трефу он кладет с руки пику, партнер спрашивает: "Нет треф, партнер?", чтобы предотвратить фальшренонс (недоложение в масть).

Выигрыш взяток

Взятку, в которой есть козыри, берет игрок, чей козырь старше. Взятку, в которой нет козырей, берет игрок, положивший старшую карту масти хода. Ход в следующую взятку делает игрок, взявший взятку предыдущую. Заметьте, что "стол" считается отдельным "игроком", хотя его картами играет разыгрывающий.

Каждая завершенная взятка собирается и укладывается лицом вниз на стол. Разыгрывающий должен собирать все взятки своей пары и аккуратно их складывать, чтобы было видно, сколько он их взял и в каком порядке. Защитник, первым взявший взятку, должен делать то же с взятками обоих защитников.

Окончание розыгрыша

Когда все 13 взяток разыграны, розыгрыш заканчивается. Пары должны согласовать количество взяток, взятых разыгрывающим, после чего делается запись. Правила записи поясняются в приложении, но пока Вы учитесь играть, хорошо если бы запись вел кто-то другой.


Тест 1

1. Предположим, что Ваш партнер открыл торговлю заявкой 1 черва. Если следующий игрок пасует, какую из следующих заявок согласно правилам Вы можете сделать?

A. Пас
B. 1 D
C. 1 S
D. 1 NT
E. Контра
F. Реконтра

2. Сколько взяток Вы обязуетесь взять, делая следующие назначения?

A. 2 S _____
B. 3 NT _____
C. 4 H _____
D. 6 S _____

3. Если бубны козыри - какие карты берут в следующих взятках? Отметьте выигрывающие карты.

Взятка
A.
Ход
H 6
2nd
H J
3rd
H K
4th
H10

Взятка
B.
Ход
S 7
2nd
S 10
3rd
D 6
4th
C Q

Взятка
C.
Ход
C 7
2nd
S 8
3rd
S A
4th
C 8

Взятка
D.
Ход
D 10
2nd
D J
3rd
S Q
4th
S K

Взятка
E.
Ход
H Q
2nd
H A
3rd
D 2
4th
D 3

Взятка
F.
Ход
C 2
2nd
S J
3rd
S Q
4th
H K

Верны ли следующие утверждения?

4. Игрок может сделать первый ход любой своей картой. _____

5. Не имея масти хода, нужно класть козыря. _____

6. Если стол берет первую взятку, он должен ходить во второй. _____

7. Если дана контра, любой игрок может дать реконтру. _____

8. Вы заявляете 1 S, а партнер 4 S, так что партнер будет разыгрывающим. _____

9. Первое назначение в торговле должен делать раздающий. _____

10. Если Вы раздающий, Ваш партнер будет "на столе". _____

11. Если кто-то дает контру, торговля сразу заканчивается. _____

12. При ходе в пику Вы должны класть пику, если имеете. _____

Ответы

К оглавлению

Copyright © 2002 Richard Pavlicek. All rights reserved.