Бриджклуб.ru

Посещение деревни Рейбидпура, где играют в бридж

Amaresh Deshpande (amaresh.deshpande@gmail.com)
Перевод Татьяна (Ауровиль, Индия)

наверх

    Кто бы мог подумать, что игра в бридж расцвела в отдаленной деревне в центральной Индии, где в основном неграмотные фермеры с гордостью стали первым поколением игроков этой, достаточно элитной, игры?

bridge

    Эта замечательная история началась в 1965 году, когда некий Mohammed Zia Khan приехал в Рейбидпура (в штате Мадхья-Прадеш) в качестве государственного ветеринарного врача. Хан Сахиб любил бридж, но с кем он мог бы играть? Так что он собрал несколько человек и принялся их учить. Среди его учеников был перспективный Мансаран Рипалдиа, который был полностью неграмотным. В конце концов, он стал одним из легендарных игроков в Рейбидпура и постоянным партнером Хана Сахиба в бридж-турнирах. Возможно, в связи с отсутствием телевидения в деревне, и, несомненно, благодаря спокойному, мотивирующему обучению Хана Сахиба, число его учеников постоянно росло. Женщины, к сожалению, были отстранены от игр.

    Я разговаривал с некоторыми деревенскими женщинами и все они сказали, что мужчины зря тратят свое время игрой в бридж. "Что еще они могут делать"? –  спросил я. "Разве бридж не лучше, чем сплетни, азартные игры или пьянство? Посмотрите на мужчин в соседних деревнях".

    Контраст между мужчинами Рейбидпура и других деревень наиболее заметен во время выборов. Потребление алкоголя и связанное с ним насилие возросли в других местах, но местные жители рассказали мне, что в Рейбидпура всегда было спокойно.

    Хари Рам Пател, президент фермерского кооператива деревни Рейбидпура, посещает полицейский участок раз в месяц. Несколько раз, по его словам, полицейские шутили, что они, по-видимому, не смогут заработать в этой деревне. "У нас есть свои проблемы", – сказал мне Хари Рам Пател. "Но мы всегда стараемся решать их между собой".

bridge

    Даже дети здесь другие, сказал Яш Канунгу, внук восьмидесятилетнего Амритао Канунгу, из первого поколения бриджистов в Рейбидпура. Яш (тринадцать лет) рассказал мне, как дети из соседних деревень (когда он посещает их) дерутся во время крикета, используют ругательства. Этого не происходит, когда он играет в крикет в Рейбидпура.

    Много лет назад пришла полицейская директива из Каргона, главного города округа, чтобы все жители деревни перестали играть в карты. Видимо, азартные игры стали значительной проблемой. Когда полицейские пришли в Рейбидпура, им было сказано: "Возможно, вы никогда не слышали о нашей игре – мы здесь играем в бридж, но не в азартные игры. В бридж, как правило, играют в городах и поселках –  так, чтобы узнать о нашей игре, вам придется обратиться к начальнику полиции в Харгоне, или, возможно, в Индоре. Нам известно, что некоторые полицейские играют в бридж, а если эти офицеры скажут вам прекратить нашу игру, мы, разумеется, это сделаем".

    Полицейские не вернулись. Эта утверждающая, уверенная манера разговора является частью культуры Рейбидпура. Предыдущее поколение бриджистов регулярно принимало участие в турнирах, играя наравне с судьями, государственными чиновниками, полицейскими и профессионалами.

    Однако в первый раз, когда Хан Сахиб взял своего партнера, Мансаран Пипалдиа, играть на турнире в Харгоне, это было не просто. Люди выглядели совсем иначе, говорили по другому, они курили сигареты и трубки, а у Мансаран Пипалдиа был только его пакет бийдис (тоненькие местные сигареты из табака, завернутые в сухие листья и завязанные ниткой). После того как Хан Сахиб кивнул ему, он закурил. Для того чтобы подписаться в списке участников, он попросил чернила и поставил отпечаток большого пальца правой руки.

    "Как"? – удивлялись организаторы. "Вы играете в зарубежную игру, вы делаете заявки на английском, а не знаете, как подписаться"!

    Но скоро они поняли, что он был совсем не слабым игроком за столом. Хан Сахиб и Мансаран Пипалдиа справились с игрой довольно хорошо, в конце турнира завоевав сердца всех участников.

bridge

    Таким образом, на протяжении многих лет все больше и больше игроков из Рейбидпура начали принимать участие в региональных турнирах. На самом деле игроки Рейбидпура были настолько популярными, что заведующий региональной администрации, Нагар Сахиб, посылал государственный автомобиль, чтобы подвести игроков для турнира в Харгоне, находящийся в двадцати двух километрах от деревни.

    Бридж-истории стали частью фольклора деревни. За бесконечными чашками чая, мои хозяева Мулчанд Джаура и Кишор Верма рассказали мне несколько таких историй.

Судебный процесс о некачественном масле

    В 1972 году в Рейбидпура был продуктовый магазин, принадлежащий Чампалал Сет. Он был бриджистом. Чампалал не подозревал, что растительное масло, которое он продавал, было некачественным. Однажды государственный инспектор продовольствия прибыл в его ??магазин и попросил взятку. Но Чампалал не хотел давать ее. Тогда инспектор приступил к выполнению своей работы и заметил некачественное масло. Он запустил судебный процесс на Чампалала в районном суде в Харгоне. В деревне Чампалал пользовался репутацией честного человека, и всем было ясно, что он обманут оптовиком, который снабдил его этим маслом. Дело длилось пять лет, но на шестой год было прекращено, когда в должность вступил новый судья – бриджист, который знал Чампалала по турнирам.

Конфискованная древесина

    В предгорьях Сатпура, рядом с Рейбидпура находятся красивые хутора племени Bhil. Мансаран Пипалдиа (постоянный партнер Хан Сахиба в турнирах) однажды купил древесину в Bhil и положил её на хранение в своем хлеве. Видимо древесины было много, поэтому она привлекла внимание лесного инспектора. Поскольку взятки не последовало, он конфисковал древесину и отвез ее в Харгоне.

    Через некоторое время (потому что время в сельских районах Индии нечто расплывчатое) Хан Сахиб и Мансаран Пипалдиа встретились с главным администратором района Харгоне на бридж-турнире. Узнав о происшедшем, коллектор приказал перевезти всю древесину обратно в хлев Мансаран за счет правительства.

Чем известна деревня Рейбидпура?

    Йогеш Барсай, клерк в фермерском кооперативе в Рейбидпура, рассказал мне историю, произошедшую в 1978 году, когда он первый год учился в колледже Харгоне. Так как он не мог позволить себе заплатить всю плату за учебу, Йогеш попросил рассрочку. Во время интервью P. C. Шривастава, отвечающий за оплату, узнав, откуда Йогеш родом, спросил: "Вы знаете, чем известна Рейбидпура?"

    "Да, тем, что там играют в бридж", – ответил Йогеш.

    "Правда ли, что в бридж играют сидя на циновках на перекрестках пыльных и грязных дорог?"

    "Да", – ответил Йогеш.

    "Тогда половина вашей платы снимается".

    "Вот почему я стал играть в бридж", – сказал мне Йогеш. "Если само упоминание бриджа привело к сокращению платы, то что-то должно быть в этой игре".

 

    Ни одна из этих историй не случилась бы в Рейбидпура, если бы не было решение Хана Сахиба, когда он был семнадцатилетним мальчиком. Отец Хана Сахиба эмигрировал в Пакистан из деревни Kasravadh вскоре после Разделения. Проведя месяц в Пакистане, несчастный Хан Сахиб поделился с отцом, что он скучает по друзьям и что он хотел бы вернуться в свою старую школу в Индии. Отец великодушно согласился. Так Хан Сахиб, вместе со своими двумя братьями вернулся в Kasravadh, чтобы остаться со своим дядей, и никогда он больше не покидал Индию. Его родители и другие братья и сестры, между тем, продолжали жить в Пакистане. Став ветеринарным врачом, Хана Сахиба получил назначение в Amjhera в районе Dhar на пять лет, где другой врач научил его играть в бридж. К своему третьему назначению – в Рейбидпура, где он проработал семнадцать лет –  Хан Сахиб был уже опытным бриджистом.

bridge

    В Дхарампури я встретился с Мохаммедом Шакил Ханом, единственным живущим сыном Хана Сахиба, а также с его дочерью Ясмин – два сына умерли, а другие две дочери живут в другом месте. "Из нас шестерых, только старший брат играл в бридж", – сказал Мохаммед Шакил. "Причина в том, что мы никогда не ездили с отцом во время его различных назначений".

    "Каким был он?" – спросил я у сына и дочери.

    "Кротким. Он никогда не дрался ни с кем и любил своих дочерей больше, чем сыновей. Мама тоже была очень добрая. Они были очень близки друг к другу. Когда он умер, она тоже хотела умереть, – просила нас сделать ей смертельную инъекцию. Мы, разумеется, отказывались, но спустя 40 дней она ушла.

    "Он был довольно прогрессивным в своем мышлении, попросил маму убрать свою бурку (покрывало у женщин мусульманок) после свадьбы". Мохаммед Шакил продолжал: "Только один раз он меня побил – когда поймал меня за курением бийди. Он сказал мне, что я волен попробовать все, что захочу, – но это должно быть сделано перед ним, а не за его спиной".

    Эти мягкие качества личности Хана Сахиба по-прежнему пропитывают особую бридж-культуру, даже до второго поколения игроков – будь то, что заявка ниже или выше, или легко-выполнимый контракт провалился, игроки не спорят и не позволяют себе быть злобными – как это обычно наблюдается в мире бриджа. При отсутствии эго, возбужденного бриджем, наоборот, в содружестве игроков бриджа царит семейная атмосфера.

    Вот что ответил Йогеш Барсай, клерк фермерского кооператива, когда его спросили, почему они даже не спорят во время игры: "Это не значит, что мы не обсуждаем, что могло бы случиться. Но зачем грубить? Если мой партнер сделал ошибку сегодня, завтра могу ошибиться я. Человек может учиться или нет на своих ошибках, но мы должны идти к следующей сдаче. Бридж это ведь только игра, не так ли?"

    На самом деле, когда речь идет о ком-то из игроков бриджа, его называют ласково khiladi. Это особое сочетание товарищества группы и развития интеллектуальных способностей двух поколений игроков khiladi возможно оказалось основной причиной для столь разных социальных изменений, которые произошли только в деревне Рейбидпура.

Массовое бракосочетание

    В 1982 году люди в Рейбидпура организовали массовое вступление в брак для 51 пар. В то время бракосочетание стоило семье Rs.15 000, но благодаря тому, что расходы были поделены, каждой семье это обошлось лишь Rs.1 000. Не было необходимости в отправлении приглашений, так как все были приглашены.

Школа сообщества

    Жители деревни не были довольны качеством преподавания в местной государственной школе. И так в 1982 году они объединили свои ресурсы и обосновали образовательный центр, который превратился в школу деревенского сообщества. В настоящее время в Gurjar Bal Shiksha Niketan учатся 350 детей с первого по восьмой класс, и работает двенадцать учителей. Школа, расположенная на краю деревни, ныне расширяется – строятся комнаты вдобавок к существующим десяти классным комнатам.

    На школьных стенах написано множество интересных высказываний (на хинди), что дает ощущение понимания философии. Вот я записал некоторые из них:

    "Обучение похоже на прием пищи. Не важно, сколько еды вы съедаете, а важно, сколько вы сможете переварить".

    "Нечего стыдиться необразованности, если есть воля к учебе".

    "Образование должно быть таким, чтобы ученик не только научился читать и писать, но в равной степени научился жить".

    "Любая история успеха является также и большой историей неудачи". (Это было написано на английском)

Перелом традиции

    Пир по поводу потери близкого человека является устоявшейся традицией в штате Мадхья-Прадеш. Когда человек уходит из жизни, его семья обязана была накормить всю деревню. В 1991 году местные жители прекратили этот обычай. Вот их логика: семья уже скорбит, и ожидать, что они должны тратить время и немалые деньги на приготовление такого большого количества еды, это просто не корректно.

Достижения в фермерстве

    Благодаря поездкам в разные места для участия в бридж-турнирах и встречам с разными людьми, на протяжении многих лет к традиционным посевам пшеницы и хлопка были добавлены новые культуры, такие как Safed Musli, Dollar Channa, Saunf, Arandi.

    "Safed Musli является рискованным посевом", – сказал Мулчанд Джаура. "Я видел, как посев этой культуры терпел неудачи в течение трех лет подряд, потому что она требует очень особого внимания – фермеры обычно не ждут так долго из-за очень высоких инвестиций, но мы устояли, потому что видели её долгосрочный потенциал".

    Огромное количество хлопка было сложено в гостиной дома Кишор Верма. Когда я спросил об этом, он ответил: "Да, мы задерживаем свой хлопок дольше, чем люди из соседних деревень. Оптовой рынок хлопка для нас находится в Харгоне. Так как все едут со своим хлопком в одно и то же время, торговцы играют ценами. Были случаи, когда я нес убытки из-за того, что хранил хлопок слишком долго, но такова жизнь. Иногда цена выходит лучше, иногда хуже".

    Я узнал также, что фермеры здесь тратят деньги из своего кармана, чтобы участвовать в государственных и частных сельскохозяйственных программах в других местах.

Занятость населения на государственной службе

    В Рейбидпура очень высокий процент государственных служащих – около одной трети взрослых мужчин, как мне сказали. Среди них есть много учителей в нескольких деревнях в этом районе, а также и в поселках чуть дальше.

Уровень преступности в Рейбидпура

    Визит в местный полицейский участок в Oon был проверкой реальности. Вошел человек (из другой деревни) с кровью на рубашке. Верхняя часть его уха полностью отсутствовала, видимо была отрезана ножом. Ему было очень больно, и он пришел заявить о происшедшем. Но поскольку он был слишком пьян, чтобы объяснить что случилось, полицейские рекомендовали ему ехать в государственную больницу и сначала пришить отрезанное ухо.

    Так как я был необычным посетителем полицейского участка Oon в этом отдаленном районе, меня встретили с любопытством. Там было четверо полицейских – трое мужчин и одна женщина. Еще одна женщина, глава полицейского участка, отсутствовала.

    "Вы знаете, чем славится Рейбидпура"? – спросил я.

    "Они смутились.

    "Что? Рейбидпура?"

    "Да. Можете ли вы представить, почему эта деревня известна?"

    "Они все еще не догадывались.

    "Тогда скажите, по-вашему, эта деревня отличается чем-то?"

    "Да, это, безусловно. Для нас она отличается, потому что на самом деле там ничего не происходит. Мы очень редко посещаем Рейбидпура, так как у них видимо не существует проблемы с насилием, алкоголем и азартными играми – что есть везде. Единственные протоколы, заполненные в деревне, против бандитов, которые спускаются ночью красть хлопок с их полей, а также медь из насосов. Каким-то образом, жители Рейбидпура никогда не имеют проблем между собой. Это странно и нам не понятно, почему эта деревня такая".

    В конце нашего разговора полицейские захотели выучить бридж.

    "Теперь у вас будет хороший повод, чтобы часто ездить в Рейбидпура", – сказал я.

 

    При посещении соседних деревень – Srikhandi и Chooti Oon, они примерно в трех километрах – выяснилось, что их жители в восхищении от Рейбидпура. Я их расспросил, что они думают о Рейбидпура.

    "Они иные", – часто повторялось во время разговора.

    "Но почему"? – спрашивал я.

    "Они умнее и находчивее, они думают другим образом".

    "Как это так? Вы все живете в одном и том же районе, вы выглядите так же, едите ту же пищу, почему они умнее и находчивее"?

    "Бог был добр к ним".

    "Неужели вы действительно верите, что боги были добрыми только с ними, но не со всеми остальными"?

    "Но они же другие".

    "Да, но почему? Есть нечто, что происходило в Рейбидпура ежедневно в течение последних больше чем сорока пяти лет, что не происходит в другом месте? Что бы это могло быть"? – спросил я.

    Потом кто-то, немного времени спустя, сказал: "Они играют очень много в карты. Да, они играют в какую-то игру. Мы тоже здесь играем в карты, но не в ту игру. Как называется та игра?"

    Я также расспросил жителей Рейбидпура (бриджистов и других) – почему ситуация в их деревне другая.

    "В отличие от других деревень, многие из наших земель находятся далеко от нашей деревни – от трех до восьми километров. Поэтому мы должны планировать заранее и оптимизировать своё время".

    Другой сказал, что есть много последователей жившего в 16 веке святого и социального реформатора Singaji.

    Тогда некто быстро отозвался: "Но другие деревни также почитают Singaji".

    Упоминались имена других гуру – Bal Yogeshwarji, Asha Ram Bapuji, Satpalji Maharaj и Shambhu Baba – но у них были последователи и в других селах. То, что действительно отличает Рейбидпура, как я понял, это наличие последователей Ошо и что есть группа людей, которые медитируют регулярно (в ашраме Шамбху Бабу, на окраине деревни).

 

    Очень заманчиво приписать изменение в Рейбидпура в большей степени в результате игры в бридж. Как можно сделать такой прыжок?

    Шахматы тоже присутствуют в деревне, и существует группа немногих, но преданных игроков. От пяти до десяти игроков (примерно из шестидесяти, кто знаком с игрой) регулярно собираются перед продуктовым магазином на главной улице, чтобы играть или смотреть за игрой в шахматы.

bridge

    Но вернемся снова к бриджу. История вдохновляет, но тревожный факт состоит в том, что самому молодому и активному игроку в бридж сейчас тридцать лет и никто из двадцатилетних не знает и даже не заинтересован в этой игре. Это поколение страстно смотрит телевизор, у них есть мотоциклы и мобильные телефоны, а многие из них покинули деревню, чтобы учиться и работать в другом месте. Это означает, что лет через тридцать-сорок бридж умрет – то, о чем бридж-братство Рейбидпура даже и не думало.

    На самом деле, бридж уже постепенно исчезает в этих районах, и если бы не Рейбидпура, он бы полностью исчез. До того, как он расцвел в Рейбидпура, бридж процветал в поселениях династии Holkar – в Khargone, Anjad, Badhwah, Bikangaon, Mandleshwar, Maheshwar, Nandra, Bhadhwani, Baag, Dhargoan, Dharampuri, Khaigaon, Thekri, Segaon, Sendhwa, Mehamudpura и т.п. Holkars были щедрыми покровителями бриджа. Такова была популярность игры, что в Харгоне собиралось пятнадцать столов для турниров дубликатного бриджа, в то время как меньшие поселения проводили турниры робберного бриджа в рамках пяти столов. Indore, основанный ушедшей империей Holkar, проводил престижный турнир Maharaja Yeshwantrao Holkar.

    Причина того, что бридж стал исчезать после 70-ых годов не только потому, что он игрался (все более) пожилыми людьми, назначенными династией Holkar для управления их поместий, а потому, что с этой игрой никогда не знакомили ?местных жителей. Из-за отсутствия привычной схемы турнира, первое поколение игроков Рейбидпура не смогли передать культуру турнира своему второму поколению и таким образом, в течение пятнадцати лет братство бриджа стало изолированным.

    Тогда в 2003 году кто-то из деревни наткнулся в газете на статью о том, что в Yeshwant Club в Indore должен был состояться бридж-турнир. Бридж-братство деревни быстро написало организаторам, рассказывая о себе, и скоро получило ответ с подтверждением их участия. Мулчанд Джаура рассказал мне как организаторы и другие игроки были поражены, когда увидели их в действительности на месте проведения – и в знак признательности за участие в турнире вернули им половину взноса.

Путь дальше

    В настоящее время есть около сорока постоянных игроков бриджа из двух-трех сотен, которые знают игру, в деревне 5 000 человек – что, несомненно, делает Рейбидпура местом в мире с самой высокой плотностью бриджистов. Бридж играется здесь в нескольких местах. Основная группа примерно из двадцати игроков собирается в специальной комнате для бриджа над аптекой на главной улице Рейбидпура. Именно здесь происходит серьезный бридж, где протоколы сохраняются в течение нескольких лет. Остальные двадцать с лишним постоянных игроков не ведут счет и играют сидя, скрестив ноги на циновках на перекрестках пыльных грязных дорог. Все играют одну и ту же систему – вариация сильной трефы (strong club) – то, чему Хан Сахиб научил их. Их бридж-сессии обычно длятся от одного до двух часов и в основном происходят по вечерам.

    Но теперь, когда бридж-братство Рейбидпура знает о возможной смерти их любимой игры еще при их жизни, они бы хотели сделать что-нибудь. Мы несколько раз обсуждали это и ключ к продолжению бридж-культуры, как я им сказал, есть в ознакомлении детей их деревни с игрой.

    Так родилась идея бридж-клуба. Мы нашли замечательный неиспользованный дом (с внутренним двором) в тихой части деревни, который будет арендоваться для клуба. Там разместим пять низких столов – так как жители привыкли во время игры сидеть, скрестив ноги – под крышей двух веранд с видом на внутренний двор, а также заведем и комнату с компьютерами, с установленными программами для бриджа (это будет помогать в программе обучения, а также для улучшения навыков нынешних игроков). Чтобы компенсировать частые отключения электричества – незаконченные сдачи часто заканчиваются при свете фонарика – нужно обеспечить резервное питание.

bridge

    Я сказал им, что буду регулярно ездить в Рейбидпура и что нужно собрать группу игроков из Индии и из остального мира (которые разделяют схожие настроения и могут приезжать в этот отдаленный район центральной Индии) – и провести серию бридж-семинаров для парней и девушек в их деревенской школе.

bridge

    Девушки? Когда они услышали это слово, настала пауза. Один из них, почти рефлекторно, жестом рук показал прокатывание чапати (индийские лепешки) – напоминая о том, кто будет делать чапати. Я заверил их, что не их жены будут обучаться, а девушки лет от десяти до четырнадцати.

bridge

    "Уже вы, мужчины, внесли столь большой вклад в развитие своей деревни", – сказал я. "Но представьте себе, если в один прекрасный день ваши играющие в бридж женщины смогут также начать делать свой ??вклад – это станет мощным социальным заявлением; и какой известной стала бы деревня Рейбидпура!"

    В последний день своего визита я посетил дом Девадас Верма, игрока в бридж и учителя в одной из четырех начальных школ в Рейбидпура. По подобию большинства здешних семей, у него также очень большая семья (включает несколько поколений и братья-сестры с их семьями). После знакомства и обычного чая он указал на свою тринадцатилетнюю внучку и сказал: "Когда выпускные экзамены пройдут, я собираюсь начать преподавать бридж для неё и её подруг".

bridge

    В конце мая я сделал несколько телефонных звонков в Рейбидпура чтобы выяснить кое-что в связи с тем, что я, наспех записал в своих заметках о проведенных мною там семи днях, два месяца назад. Мой последний звонок был Девадас Верма.

    "Вы знаете", – сказал он мне. "Моя внучка и её подруга начали изучать бридж".

bridge

    Вот такова деревня Рейбидпура.

http://bridgebhasha.wordpress.com/
http://bridgebhoomi.blogspot.in/

^Вернуться к Переводам

^-Вернуться к Титульной странице






реклама